Как брашировать доску своими руками
Garant-vl.ru

Строительный портал

Как брашировать доску своими руками

Браширование древесины своими руками

Придание древесине эффекта искусственного старения по праву считается одним из наиболее востребованных способов в изысканном оформлении мебели, а также других деталей интерьера.

Не секрет, что в избитых взглядом каменно-металических стенах всегда имеет место надежная и выгоревшая под настойчивыми лучами солнца древесина. Процесс искусственного старения древесного материала называется – браширование, о нем детальнее в данном материале.

Проверенным лидером в числе материалов для целей отделочных работ, специалисты считают именно древесину. Зная толк в совмещении состаренного древесного материала с современной отделкой, можно достичь впечатляющей результативности, а само жилище приобретет неповторимой уникальности и желаемого результата. Методику искусственного браширования дерева может освоить человек без специализированного строительного образования, достаточно лишь желания и структурированного мышления.

Древесное браширование: последовательность метода

Нужно уяснить, что натуральное старение древесины требует длительного времени, при этом, некоторые части материала приходят в негодность из-за своего износа. Они подлежат постепенному выветриванию, а также образованию глубоких пор. Выраженные годовые кольца, которые можно проследить на срезах древесного ствола, свидетельствуют о позднем или раннем возрасте древесины, имеют определенные оттеночные различия, что проявляется посредством их плотности, контрастности цветов, а также узнаваемом объеме.

Каждый когда-нибудь видел поверхность старой древесины, которая проявляется текстурной волнообразностью, и схожестью с неоднообразными волнами из песка. Выигрышным вариантом с подобной визуализацией считается дерево ясени, ели и лиственницы.

Браширование (в англ. слово «brush» переводится как «щетка») – эта методика получила свою популярность благодаря механической обработке свежей древесины посредством щетки, с целью ликвидации ее волокон, а также отображения сути естественной привлекательности данного материала и визуальной объемности его рисунка.

Древесный ствол по своей текстуре состоит из различных по твердости слоев, что отлично прослеживаются на самом срезе. Волокна натурального материала имеют разные физические характеристики и отвечают за формирование индивидуальных рисунков под определенную породу дерева. Из натуральной древесины можно произвести поистине уникальные творения.

Уничтожая мягкие слои дерева, щетка оголяет его затвердевшую волокнистость, выделяя их выразительный рельеф, придавая конечному изделию декоративной эстетики. Подобный процесс происходит и в естественной среде, только длится он значительно дольше, нежели в условиях столярной мастерской, где на завершение начатого процесса уйдет лишь несколько часов.

Искусственный способ структурирования дерева идеален для обработки твердых и мягких пород древесины, их массив отличаем четкостью выраженности фактуры, а также отчерченными слоями разной твердости и плотности. Речь идет о дубе, сосне, орехе, лиственнице, венге и ясене. Данная методика будет иметь незначительный эффект относительно бука, тика, клена, ольхи, а также березы, так как данные породы деревьев отличаются недостаточно-яркой структурой, а также мелкой волокнистостью без выраженных слоев. Брашировка таких типов древесины не имеет смысла.

Сегодня, метод браширования крайне востребован, поскольку применение структурированного древесного материала имеет повсеместный характер. Он крайне популярен в изготовлении мебели и ее элементов, полов, а также других предметов интерьера. Натуральная древесина будет органична в любом виде и оформлении интерьера.

Собственноручное браширование, а также подходящие для этого инструменты

Новичку в работе с древесиной способ браширования может показаться довольно закрученным, но данное мнение является ложным, поскольку овладение методикой данного процесса доступно каждому, кто имеет соответствующее оборудование или мастерскую на дому.

Для собственноручного состаривания древесины необходимо иметь следующее:

  1. Щетки из металла для целей браширования древесины разного типа жесткости. Их основная задача – очищение древесной поверхности от слоя мягких, покрывающих древесный срез – волокон.
  2. Разнозернистая поверхность «наждачной» бумаги. Ее используют как черновой вариант шлифовки, с целью качественной полировки.
  3. При помощи морилки древесный материал становится обладателем ярко-выраженных декоративных нот.
  4. Лакирование готового изделия, применяемо на заключительном этапе браширования.

Не секрет, что механизация производственного процесса в отрасли декоративной обработки древесного материала станет более продуктивна, нежели другие способы работы с данным материалом. Для таких целей уместной окажется именно дрель, с возможностью регулировки скоростных режимов.

Аналогом дрели окажется специальная брашировочная машинка с ассортиментом широких и плоских щеток. Зачастую, зачищающий фрезер обустраивают тремя основными насадками под процесс браширования древесины. Каждая из щеток отвечает за выполнение своих индивидуальных функций, а именно:

  • проволочная щетка из стали для браширования;
  • щетка с ворсом из синтетики создана для шлифовки промежуточного типа;
  • для конечной полировки понадобится сизалевая щетка.

Если в планах намечается самостоятельное браширование дерева, именно больших его плоскостей (древесины для пола), то станки и машинки для данной работы станут как никогда уместными. Соблюдая структурированную этапность браширования можно достичь впечатляющих результатов.

Инструкция по брашированию дерева своими руками

  1. Сначала необходимо намочить заранее приготовленное сырье, что в свою очередь поможет избежать незапланированного разбрасывания тресок, и прочих элементов включая пыль. На первом этапе следует пробовать на предмет шероховатости — поверхность образца посредством металлической щетки с ворсом из проволоки. Такая щетка должна иметь твердый ворс, это важно для спиливания верхних волокнистых слоев с изделия. Она не должна повредить упругие слои дерева, так как из-за их красоты изобрели браширование. Инструмент необходимо передвигать по росту волокон с устоявшимся и размеренным рабочим темпом, чтобы качественно отделать заготовку.

Сбившись с равномерного ритма при увеличении количества оборотов щетки возможны негативные последствия, например нежелательное запекание древесины. Специалисты рекомендуют подбирать индивидуальный рабочий темп под каждый рабочий образец. Когда работа происходит при помощи простого ручного инструмента, то можно с легкостью определить оптимальную скорость для обработки заготовки. Не секрет, что работа вручную окажется довольно трудоемкой и уморительной.

  1. По завершению начальной жесткой шлифовки, рекомендуется сменить щетку на насадку полимерного типа с покрытием из абразивов а затем перейти к новому этапу шлифовки, чтобы ликвидировать волокнистые остатки и прочую шероховатость с поверхности заготовки. По завершению начатого, когда древесный материал будет полностью отшлифован, можно судить о качестве работы, а также проследить всю глубину осуществленного структурирования.

В случае неудовлетворения конечным результатом можно немного углубить бороздки, образовавшиеся на поверхности изделия, но стоит быть осторожным и выполнять углубление без назойливого фанатизма. Данный этап окажется уместным для обустройства дополнительного декорирования на заготовке: при помощи стамески можно выполнить углубления естественных форм. По завершению первичной шлифовки нужно немножко их подкорректировать, чтобы придать новообразовавшимся трещинкам большей реалистичности и схожести с природными.

  1. Насадка с очень уместной сизалевой щеткой пригодится для заключительных полировочных работ с древесиной. Она позаботится о предании материалу дополнительного лоска, шарма и уникальности. Если приходится обрабатывать заготовку вручную, стоит попытать счастья с наждачной бумагой мелкозернистого типа, она придаст поверхности идеальной гладкости. Далее, изделие подготавливают к окрашиванию или покрытию лаком, для этого его качественно просушивают и убирают пыль.
  2. Для получения особого налета роскоши и благородности древесного материала, к нему применяют патинирование – окрашивание глубоких трещин максимально темными тонами. При обильном нанесении морилки на рабочую поверхность, участки с мягкой волокнистостью молниеносно впитают краску, при этом участки с твердой волокнистостью останутся нетронутыми. Излишки краски нужно удалить. На фоне естественной древесины прекрасно смотрится золотая краска, поэтому совершенно не лишним окажется ее мерцание из микротрещин. По завершению окрашивания пигментным составом, заготовку полируют, чтобы сгладить все неровности, возникающие в процессе.
  3. Лакировку древесного материала осуществляют после тщательной его очистки и просушки. Брашированые элементы паркета покрывают специальным лаком, чтобы они как можно дольше сохраняли первичный вид.

Химическое браширование

При искусственном состаривании древесной заготовки с целью облегчения работы применяют специальные химические средства. При помощи специальных химических растворов можно легко удалить мягкие волокна, которые мешают гладкой поверхности. Активные вещества разъедают древесную поверхность, смягчая ее, а затем лишают мягкой волокнистости. Остается лишь соскоблить излишние остатки.

В работе могут использоваться щелочные, кислотные и другие едкие средства. Чем уровень концентрации в химических соединениях выше, тем мощнее она воздействует на разложение древесных волокон. Это свидетельствует о неактуальности металлических щеток для обрабатывания заготовки, поскольку вполне достаточно лишь нанести химически-активную смесь, а затем смыть ее с изделия.

Не стоит забывать, что при работе с химическими веществами следует придерживаться соответствующих мер предосторожности, поскольку летучие быстро распространяются в воздухе и легко задерживаются в дыхательных путях.

Химическую брашировку рекомендуется проводить в условиях открытого воздуха, а также в маске. После избавления от слоя мягкой волокнистости остальные работы производятся в привычной последовательности, как и при механическом типе состаривания.

Брашированая древесина и области ее применения

Метод искусственного состаривания древесного материала используют в разработке статусных и представительных интерьеров, а также в оформлении помещений самого разнообразного предназначения. Такая популярность легко объяснима ценовой доступностью, а также высокой степенью декоративности такой методики.

Важно одно: что брашированая древесина имеет прекрасную визуализацию в роли потолочных балок, составляющих камина, полок, стенах и колонах, и т.д. Ее обширное применение наполняет духом неповторимости и изысканности помещения клубов, представительных холлов, ресторанов, концертных залов, и т.д.

Украшение мебели искусственно состаренными древесными мотивами, отличается выдержанной строгостью образа, а также вкусовой утонченностью самих хозяев дома. Особо ценными считаются изделия, над внешним обликом которых когда-то уже потрудились настоящие короеды. Согласно мнению краснодеревщиков сравнится с природой в обработке древесины искусственным способом или вручную просто нельзя, так как природе нет равных. Технология браширования откроет новые горизонты для индивидуальных дизайнерских решений в уникальном оформлении любого интерьера.

Читать еще:  Как сделать шканты для бруса своими руками

Искусственное состаривание дерева

Состаривание древесины – это долгий и кропотливый процесс, состоящий из механической обработки дерева и работы с лакокрасочными материалами. Этот способ отделки древесины ассоциируется у leon42, участника форума «Дом и дача», с природностью, древностью, народной культурой.

По словам leon42, купить мебель и отбрашировать ее металлической щеткой – это еще не состарить ее, а просто исцарапать или, в лучшем случае, сделать фактурную поверхность. Мебель, купленная в магазине – сделанная из ламелей и «худосочная» – не подходит для текстурирования, смотрится скорее печально и ущербно.

Именно поверхностный подход к состариванию дерева, по мнению форумчанина, формирует у многих людей мнение об изделиях, обработанных по этой технологии, как о «мебели погорельцев». Между тем, сочетание в интерьере состаренного дерева с металлом, камнем или керамикой – всегда модный и стильный прием, который позволяет всем обитателям дома словно прикоснуться к вечности и почувствовать себя в эпохе средневековья.

В естественных условиях над старением дерева «работают» ветер и влага, солнце и перепады температур. Как сделать то, что происходит в течение многих десятков лет, за несколько дней?

Подготовка материала

Для браширования лучше использовать мягкую и среднюю по твердости древесину с ярко выраженной текстурой, например, ель, сосну или лиственницу. У этих пород дерева мягкие волокна образуются, как правило, в весенне-летний период, когда происходит интенсивный рост годичных колец, и они более «рыхлые».

Перед работой с деревом следует подготовить его поверхность. Устранить все дефекты и загрязнения, будь то следы пота, жира или другие пятна, которые могут проявиться во время нанесения тонировочного состава. Любые изделия (малые архитектурные формы, мебель и т.д.) обрабатывайте, предварительно разобрав: вы затратите меньше времени и сможете везде достать щеткой.

Браширование

Браширование (англ. brush – «щетка»), или текстурирование дерева – это придание ему рельефа, характерного для старой древесины. На начальном этапе из массива древесины удаляют мягкие волокна. Существует несколько вариантов обработки: легкое состаривание – на поверхности создается едва заметная шероховатость, либо глубокое и грубое, когда глубина неровностей достигает 2-3 мм (для элементов декора, иногда – грубой мебели).

Можно какую-либо деталь, скажем, потолочную балку, предварительно обработать топором: сделайте зарубки, обтешите края без опасения испортить – никто, кроме вас, не знает, каким должен быть результат. При этом вы получите изделие с глубоким микрорельефом поверхности и неровностями на ней глубиной до 20 мм.

Не забудьте про «следы» жизнедеятельности жучков и червячков. Сымитируйте их перед финишной обработкой с помощью дрели или бормашины. Также можно нанести простые элементы резьбы: косички, дракончики и т.п. – вы получите «скандинавский стиль».

Шлифовка: инструменты и щетки

На крупных предприятиях используют станки и автоматические линии, где все предусмотрено – от скорости подачи заготовки до мощной системы пылеудаления. Для обычного дачника такое оборудование – дорогое и, в общем-то, ненужное удовольствие. Если вы будете выполнять подообные работы часто, лучше приобрести щеточную машину. Наиболее распространенная и общедоступная – Макита. Самый экономичный и простой вариант – «болгарка» или дрель, желательно – с возможностью регулировки оборотов.

Весь процесс браширования можно разделить на три этапа:

  1. Черновая выборка мягких волокон
  2. Шлифовка
  3. Полировка

Соответственно, к каждому из них нужна своя щетка. На первом этапе (крацевании) используют металлическую (крацовку). Если вы делаете сооружения для улицы – беседку, навес, забор и т.п., то, скорее всего, это будет ваша единственная щетка.

При обработке металлической щеткой могут оставаться царапинки на самих годовых кольцах, от которых сложно избавиться при дальнейшей обработке.

При работе с крацовкой нужно придерживаться таких правил:

  • водите щеткой вдоль волокон, иначе повредите годовые кольца и испортите древесный рисунок;
  • скорость передвижения щетки и нажим должны быть приблизительно одинаковые, в противном случае получатся ямы;
  • источник света следует располагать сбоку под острым углом, направляя луч света поперек волокон – так вы лучше увидите обрабатываемую поверхность;
  • не давите на поверхность сильно, не перегружайте двигатель, иначе это может вызвать преждевременную поломку оборудования;
  • скорость оборотов не должна быть выше 3000, лучше – 2000–2500: щетка может быстро разлететься;
  • обязательно работайте в очках, не пренебрегайте и защитными перчатками: кусочки проволоки от щетки могут отлетать на несколько метров, травмируя окружающих;
  • позаботьтесь о защите органов дыхания и пылеудалении: во время этой работы «мучнистой тушью» покрываются даже ресницы, что уж говорить за легкие;
  • новую щетку нужно «обкатать», иначе она будет сильно «махрить» заготовку, спустя время она станет обрабатывать поверхность чище;
  • работайте только в одном направлении (вращение), реверс включать не следует – это «убьет» металлическую щетку;
  • влажность обрабатываемого дерева не должна превышать 15%, в противном случае вместо текстурированной поверхности вы получите мохнато-волосатую.

Если вы хотите избавиться от ворса и получить более качественную отделку, вам понадобится еще одна щетка – пластиковая (нейлоновая), правильнее – шлифовальная дисковая из полимерно-абразивного материала. Самый распространенный размер зерна – 120.

Абразивная щетка – универсальная, характеризуется более деликатной обработкой поверхности. Если вы используете эту щетку, без металлической можно обойтись, особенно если обрабатываемый элемент нуждается в деликатной обработке или если вы хотите избежать специфических царапин, оставляемых крацовками.

Принцип работы с абразивной щеткой – такой же, как с металлической. Обороты лучше уменьшить до 1500, чтобы продлить срок службы щетки. Пыль при работе с пластиковой щеткой – более мелкая и липкая, поэтому не забывайте про респиратор.

Специфика обработки поверхностей:

  • не вышлифовывайте ребра-грани и углы заготовок, особенно если не планируете затем покрывать лаком: они будут цепляться и откалываться;
  • не делайте глубокий рельеф на сиденьях, столешницах и других горизонтальных поверхностях – они затруднят уборку поверхности: пятна пролитых напитков, крошки и т.п. будут забиваться между волокнами;
  • с целью предотвратить забивание пыли и зацепы тряпки во время уборки такие поверхности нужно обязательно шлифовать абразивной щеткой и мелкозернистой наждачной бумагой.

Заключительный этап брашировки – полировка или мелкая шлифовка: выполняется сезалевой или другими синтетическими щетками. Можно использовать мелкозернистую наждачную бумагу, абразивные губки, металлическую вату, удаляя пыль с готовой поверхности широкой кистью и пылесосом.

Отделочные операции

На конечном этапе делают тонировку (изменение цвета древесины на несколько тонов), патинацию (подчеркивание текстуры дерева специальными составами, которые проникают в поры, открытые при брашировании), кракелюр (эффект растрескивания и рассыхания), лакирование.

После брашировки доска будет выглядеть, как новая, но с фактурной поверхностью. Чтобы придать ей старый вид, ее покрывают различными составами, более естественно выглядят темные цвета.

Наиболее простой способ – обильно нанести темную морилку и сразу же протереть этот участок тряпкой или широким резиновым шпателем. В теории, морилка должна быстро впитываться в мягкую поверхность, а на гребнях – медленнее. Однако на практике часто так не получается, поэтому leon42 остановился на более сложном способе: после полного высыхания гребни вышлифовывает мелкозернистой наждачкой. Этот способ требует дальнейшей обработки лаком или бесцветными пропитками, так открываемый верхний слой остается без защитного покрытия.

Еще вариант – использовать краску двух контрастных цветов: поверхность полностью закрашивают первым цветом, затем наносят второй. Пока последний высыхает, проведите широким резиновым шпателем, убирая излишки краски и обнажая гребни первого слоя.

В результате непростой и усердной работы вы получите элементы декора, которые несут в себе красоту старины и при этом имеют высокую прочность. Каждая деталь, с любовью сделанная собственными руками, будет уникальной.

По материалам участника форума «Дом и Дача»

Браширование древесины своими руками

Браширование (или структурирование) – приём декоративной отделки древесины путём искусственного состаривания. Процесс обработки материала не отличается особенными сложностями, поэтому каждый домашний мастер может выполнить браширование древесины своими руками, воспользовавшись пошаговой инструкцией специалистов и подходящим для процедуры инструментом.

Технология и области применения

К процедуре браширования прибегают, чтобы придать древесине винтажный вид

Главное предназначение браширования — придание обычному дереву внешнего вида старинного материала путём обработки инструментами. Во время обработки поверхности удаляют мягкие волокна светлого оттенка. После этого поверхность становится рельефной, что присуще старой древесине.

Во время обработки варьируется степень удаления мягких тканей. В зависимости от целей, глубина придаваемой шероховатости может быть от 0,5 до 2–3 миллиметров. Глубокую обработку проводят, когда желают придать эффект глубокого старения. Твёрдая поверхность дерева обнажается, на ней просматривается красивая текстура. Оптимальной является обработка поверхности на глубину от 0,5 до 1 миллиметра.

Естественное старение древесины уменьшает прочность дерева. Искусственное браширование способствует увеличению прочности пиломатериалов, препятствует гниению и образованию грибка. Такие свойства дереву придаёт обработка во время процесса специальными антисептическими составами.

Для подчёркивания рельефа после удаления мягких волокон поверхность покрывают составами, придающими цвет. Дерево прокрашивают оттенками двух тонов, чтобы рельеф стал максимально выделяющимся.

Читать еще:  Как считать кубатуру бруса

Браширование — популярный способ обработки интерьерной древесины. Дизайнеры применяют его в следующих случаях:

  • при изготовлении лестниц;
  • в производстве мебели;
  • при обработке половых досок;
  • при изготовлении отделочной вагонки.

Подобной обработке подвергают исключительно породы дерева с многослойной структурой. Превосходный результат получается после браширования лиственницы, ели, дуба. Структура этих пород позволяет получить неповторимые богатые рисунки живого дерева.

Непригодны для браширования сорта с неявно выраженной структурой: вишня, клён, бук, ольха, берёза, тик. Мелковолокнистая структура древесины этих пород деревьев не позволяет получить эффект слоистости, поэтому декоративности брашированием достичь не удастся.

Виды браширования

Для получения более рельефной поверхности подойдёт механический способ браширования

Существует два способа обработки дерева для выявления его структуры:

  1. Механический. Древесину обрабатывают специальным инструментом, удаляющим мягкие волокна и приспособлениями для полировки поверхности.
  2. Химический. Заключается в обработке дерева специальными составами (щелочами, кислотами и т.д. ), разъедающими мягкие волокна.

Применение этих видов браширования позволяет добиться разных результатов. Механический способ позволяет получить рельефную поверхность, химический — более гладкую.

Одна из методик, применяемых мастерами — сочетание химической и механической обработки. Химическим способом проводят черновую обработку дерева, удаляя мягкие волокна. Дальнейшую финишную обработку и полировку делают механическим способом.

Обжиг

Браширование методом отжига придаёт поверхности большую прочность

Один из видов браширования — обжиг древесины для удаления мягких тканей. Древесину обжигают паяльной лампой или газовой горелкой, затем промывают и покрывают масляными составами для полировки.

При таком варианте браширования нет необходимости последующей тонировки изделия, поскольку дерево приобретает тёмный оттенок. При желании обожжённую древесину можно покрыть цветной морилкой.

Дерево, прошедшее огонь и воду, становится не только красивым, но и более прочным. Оно практически не подвергается гниению или порче насекомыми, поэтому часто используется для отделки фасадов и строительства заборов. Красить такой забор не нужно, поскольку обожженные доски не изменяют качества не один десяток лет.

Современные дизайнеры используют обработанную огнём древесину для отделки интерьеров, изготовления мебели. Вещи, выглядящие как после пожара, нравятся не всем, но смотрятся стильно и весьма необычно.

Инструменты для самостоятельного браширования

Процесс искусственного структурирования древесины не сложен, если использовать для его проведения подходящий инструмент.

Щётки

При выборе механического способа браширования без щёток-крацовок не обойтись

Щётка-крацовка — специальный инструмент для механического браширования вручную. Это грубые металлические щётки с ворсом из стали или латуни. Предпочтительно выбирать инструмент с широкой торцевой частью, близкий по форме к валику. Такая форма позволит равномерно обработать поверхность.

Толщину проволоки выбирают в зависимости от сорта древесины. Ворс должен быть тоньше мягких волокон в 7–10 раз. Щётки с прямыми щетинками предпочтительнее кудрявых. По необходимости кончики проволоки срезают — этот приём позволяет сделать щётку более жёсткой.

Крацовки удаляют из дерева основную часть мягких волокон. Шероховатость поверхности убирают специальными нейлоновыми щётками со вдавленной в щетину абразивной пудрой. Шлифовка синтетическими щётками удаляет ворсистость древесины, подготавливая поверхность к последующей полировке и покраске.

Стоимость синтетических щёток для браширования достаточно высока, но приобретать их желательно. Они позволяют тщательно подготовить поверхности к финишной полировке и сделать работу качественно.

Для завершающей полировки применяют щётки с шерстяным или сизалевым ворсом. Они придают поверхности максимальную гладкость и законченный вид.

После черновой обработки, перед финишной зачисткой и полировкой древесину обязательно подсушивают. Полировка влажной поверхности приведёт к поднятию и разрушению мелких волокон, что испортит внешний вид материала.

Станки и машинки

Станок для браширования понадобится, если обрабатывать предстоит большой объём древесины

При необходимости обработки больших объёмов материала целесообразно использовать станки для браширования. Специалисты, производящие массовую обработку древесины, используют стационарные щёточные машины. В комплекте с ними поставляются круглые щётки для поэтапной обработки доски:

  • из стальной проволоки — для первичной обработки;
  • из синтетического ворса — для промежуточной зачистки;
  • из сезаля — для финишной полировки.

Самые популярные модели станков и спецмашинок:

  • Фрезер FESTOOL RUSTOFIX RAS 180 с комплектом щёток.
  • Машинка Makita 974, оснащённая нейлоновой и абразивной щётками. Недостатком этой модели является трудность обработки углов.
  • Машинка шлифовальная Felisatti AGF 110/1010E. Более совершенная модель для обработки ровных и неровных поверхностей. В комплекте с данной моделью поставляется металлическая и нейлоновая щётка.

Выбирая конкретную модель, необходимо учесть возможность приобретения дополнительных щёток, подходящей конструкции.

Приобретение специального станка для выполнения разовых работ нецелесообразно, так как домашние мастера используют для обработки дерева шлифовальные машины для ровных поверхностей и угловые шлифовальные машины для обработки стыков. Для оснащения шлифовальных машины приобретают специальные щётки-насадки, аналогичные предназначенным для станков.

Этапы браширования: пошаговая инструкция

Последовательность и правильность действий во время проведения структурирования древесины — гарантия получения нужного результата. Нарушение рекомендаций приведёт к порче материала. В целом процесс состоит из обработки доски металлической щёткой, шлифования и полировки.

Схема работы домашнего мастера следующая:

  • Подготовительный этап. Перед началом работы поверхность доски проверяют на уровень влажности. Если она слишком влажная, то нужно подсушить. Слишком сухая — увлажнить.
  • Обработка жёсткой щёткой-карцовкой. На данном этапе важно оценить подбор жёсткости щетины. Для эффективности обработки важно следить, чтобы щётка удаляла только мягкие ткани древесины, не нарушая структуру твёрдых. Подобрав оптимальную жёсткой в зависимости от сорта древесины, можно начинать черновую обработку. Поверхность обрабатывают вдоль, по направлению волокон. Если обработка шлифовальной машиной, скорость вращения регулируют на отдельном образце.
  • Шлифовка синтетической щёткой. Абразивная щётка предназначена для качественной обработки древесины. С её помощью удаляют все оставшиеся после черновой обработки волокна, шероховатости. Как правило, достаточно одного-двух проходов по поверхности. Движения, как и при черновой обработке, выполняют вдоль волокон. На данном этапе можно придать поверхности большую декоративность, углубив некоторые бороздки стамеской.
  • Полировка дерева. Завершающий этап шлифовки — придание поверхности гладкости. Выполняют работу щёткой из сезаля или мелкозернистой наждачной бумагой. Тщательная полировка делает поверхность идеально гладкой.

Видео: Браширование дерева своими руками

Окрашивание или тонирование брашированной древесины

Окрашивание — финальный штрих в процессе браширования древесины

Покрытие поверхности брашированной древесины краской или тонирующим составом придаёт особенную декоративность. Окрашивание проводят кистью или губкой. Во время процесса внимательно следят, поднимаются ли волокна. Если на поверхности замечены ворсинки, её дополнительно шлифуют мелкозернистой наждачкой.

Самый простой вариант окраски — обработка морилкой. Она быстро проникает в оставшиеся на поверхности мягкие слои древесины, не затрагивая при этом твёрдые волокна. В результате получается рельефная структура, обладающая особенной декоративностью.

Оригинальный вид имеет древесина, покрытая золотистым или серебристым красящим веществом. Частицы пигмента забиваются в углубления и микротрещины, которые впоследствии бликуют на солнце.

Интересный приём окрашивания — компоновка тонов, повторяющая игру света и тени на рельефе. Углубления красят тёмным тоном, гребни — светлым. Покраску проводят следующим образом:

  1. На всю поверхность наносят насыщенно тёмный лак или краску.
  2. Покрытую поверхность обтирают губкой или ветошью, удаляя краску с твёрдых волокон, куда она не успела впитаться.
  3. Если окрашиваются большие площади, дожидаются высыхания нанесённого слоя лака, а затем обрабатывают поверхность лепестковым диском с зернистостью от 400 до 800. Выпуклости после такой обработки высветляются, затем их покрывают бесцветным или светлым лаком.

Другой вариант окраски — покрытие верхнего яруса тёмным лаком, а впадин — светлым. В этом случае на поверхность наносят тёмный лак и хорошо просушивают его. Затем наносят светлый состав и снимают его излишки резиновым шпателем. В результате проявляется тёмная подложка на гребнях.

Обладая определёнными навыками работы с деревом и используя подходящие инструменты, можно выполнить браширование своими руками и получить прекрасный результат. Изделия из структурированной древесины обладают повышенной декоративностью и придают интерьеру эксклюзивный, дорогой вид.

браширование древесины разных пород

Здравствуйте Уважаемые наши подписчики и жители Ярмарки Мастеров!

Последнее время многие из Вас задают вопросы по поводу возможности браширования той или иной породы дерева.

Вот наконец я выкроила время для этой темы!))

Сначала немного терминологии и теории).

За термином «браширование» прочно закрепился процесс удаления мягких волокон с верхнего слоя древесины. Более редкий термин — брашировка.

А, по сути, это так нами любимое транслитеральное искажение английского существительного и глагола «brush» (щетка; чистить, вычищать) или «brushing» (чистка).

Правильная полная технология:

— черновая выборка мягких волокон металлической щеткой (движения вдоль волокон);

— шлифовка полимерной абразивной щеткой;

— полировка сезалевой или синтетической щеткой.

Вычищаемые мягкие волокна образуются обычно в весенний период, когда рост годичных колец древесины наиболее интенсивен и поэтому они более «рыхлые». Браширование используют для придания древесине ярко выраженной фактурной поверхности.

В русском языке есть аналогичный термин: структурирование древесины — т.е. выявление природной древесной структуры. Понятно, что для того чтобы ее выявить, эта структура должна уже быть, и ее должно быть видно невооруженным взглядом.

Так как браширование связано с удалением мягких слоев древесины, более всего подходят для этого процесса, соответственно, мягкие и средние по твердости породы дерева. Например, ярко выражена текстура у лиственницы, ели и сосны. У твердых пород дерева (например, дуба) процессом браширования выявятся и расширятся поры.

Читать еще:  Домик из шпунтованной доски своими руками

Браширование – это один из методов или предварительных этапов, которые позволяютсостаренным поверхностям выглядеть более реалистично. Новая доска, подвергнутая брашированию, будет выглядеть как новая, только с фактурной текстурой. . А вот если новую сосновую доску правильно покрыть краской в серый цвет, будет казаться, что она провела на улице больше 15 лет . Это и понятно, природные условия довольно быстро изменяют цвет незащищенной древесины, а вот усадка мягких слоев древесины занимает намного больше времени. И они происходят вслед за изменением цвета.

Поэтому именно правильная последующая игра с цветом брашированной древесины придает ей состаренный вид.. Для этого, кроме самого браширования, древесину неравномерно окрашивают:

— участки с мягкой древесиной (впадины или поры) — в более темный цвет,

— а участки твердой древесины (гребни) – в более светлый оттенок.

Самый простой способ — нанести обильно темную морилку и сразу же протереть тряпкой. В мягкую древесину морилка впитается быстро, а на гребнях не успеет. Также в местах, где могли бы быть потертости, часть древесины с морилкой счищают, обнажая более светлые участки.

Браширование процесс достаточно простой, но трудоемкий!!

Считается что однородные породы дерева( такие как бук, клён, ольха) не подходят для брашировки, но мы попробовали этот метод и на них — оказывается — тоже вполне возможно))!

Я сделала фото образцов — на кажном фото вариант брашировки металлической щёткой вручную+кусочек необработанного дерева для сравнения.

https://cs1.livemaster.ru/storage/91/6c/33d64d36594cf048093e1fed6a.jpg — ангарская сосна.( она менее смолистая и меньше сучков, по сравнению с обычной), кстати пихта выглядит так же.

https://cs1.livemaster.ru/storage/6a/31/0905a9d7dd90f51ab8b8d4e87a.jpg — бук.( считается, что он плохо подходит для браширования, но я бы не сказала. тут уж выбор мастера. )

Обработав приведённые образцы( как и говорилось вручную, металлической счёткой) я пришла к такому выводу — все образцы пригодны для браширования, сил и времени на каждый ушло одинаково. Дуб конечно идеален для этого — рисунок очень красивый выходит! Но и другие породы тоже приемлемы!! Думаю под обжиг тоже.

Ещё раз подчеркну — браширование процесс не сложный , но трудоёмкий. -ленивым за него браться не стоит!!

Конечно проведённый эксперимент — это не научный факт)), а лишь мой субъективный опыт! Но он имеет место быть))

Так что пробуйте — не бойтесь)) Творите с удовольствием!!

Браширование древесины: подбор щёток и инструмента, обработка дерева своими руками

Для настоящего мастера умение собственноручно состарить деревянный декор не должно быть проблемой, тем более что используется такой приём довольно часто. Мы описали для вас технику выполнения работ и составили перечень инструмента для браширования деревянных изделий своими руками.

Какое дерево использовать

Суть браширования заключается в более ярком проявлении фактуры древесины, её природного рисунка. Достигается это за счёт создания рельефной поверхности, из которой удаляются мягкие волокна, а твёрдые, наоборот, остаются. Отсюда первая очевидная истина: волокна разной плотности в древесине должны быть.

Поэтому для браширования не годятся породы с равномерной плотной структурой, такие как клён, бук, ольха или тик. Но это не значит, что твёрдое дерево не может быть состарено брашированием. Например, при обработке дубовых досок достигается весьма занятный эффект: появление тонких рваных царапин, что при правильном окрашивании делает такие изделия очень ценным декором.

Наилучшим образом после браширования выглядят хвойные породы. Наиболее распространённая сосна имеет небогатую текстуру, и рисунок после обработки вряд ли кого-то удивит. А вот в ели и лиственнице проявляются по-настоящему неповторимые узоры.

Любое дерево для браширования должно быть качественно отстрогано и избавлено от любого рода дефектов и пороков, браширование их не устранит. Влажность древесины в идеале должна быть 10–12%, но в любом случае не более 15%, иначе волокна будут рваться и обильно образовывать мелкий ворс.

Щётки и прочий инструмент

Основная работа при брашировании выполняется щётками-крацовками. Это достаточно грубые металлические щётки дискового типа с ворсом из латуни или стали. Желательно, чтобы щётка имела широкую торцевую часть и по форме была близка к валику — так обработка будет более равномерной. Толщина проволоки всецело зависит от типа дерева: ворс должен быть в 7–10 раз тоньше мягких прожилок, при этом прямые проволочки предпочтительнее «кудрявых».

Крацовки выбирают основную массу волокон, но поверхность при этом остаётся слишком шероховатой и ворсистой. Качество обработки можно улучшить с помощью синтетических нейлоновых щёток, в которых в толщу пластика вплавлена абразивная пудра разной фракции. Такая шлифовка помогает устранить большинство мелких задиров и ворс, которые мешают покраске, без них поверхность выглядит чище и приятнее.

Третьего этапа обработки обычно избегают, но если вам нужно премиальное качество поверхности, то брашированную древесину придётся полировать. Из-за наличия пор это непросто сделать, необходимо использовать щётки с жёстким натуральным ворсом, например, сизалевые или из грубой шерсти.

Хорошее качество обработки достигается, как правило, при использовании электроинструмента. Дрель будет предпочтительнее угловой шлифмашинки, работая ею, проще контролировать направление обдирки и обороты. Также необходима тщательная фиксация заготовки, пригодится пара струбцин. Ну и, конечно, понадобятся средства защиты от пыли, образующейся более чем обильно, и её удаления: пылесос, очки и перчатки точно не будут лишними.

Порядок выполнения работ

На первом этапе обработки сухую и чистую поверхность дерева обходят грубой крацовкой, выдирая мягкие прослойки на желаемую глубину. Наиболее разумным будет ориентировать лицевые поверхности деталей поперёк пластов волокон, там, где прожилок много, и они тонкие. Но не забывайте, что обрабатываться должны все видимые плоскости, иначе контраст будет слишком сильно бросаться в глаза.

Двигаться щёткой нужно строго вдоль волокон без сильного нажима. Небольшие неровности на плоскости неизбежно останутся, это главный недостаток (или достоинство) ручной обработки дерева. Количество оборотов — 1500–2200, хотя для разных пород это значение может отличаться.

Главная приятная особенность браширования — оно открывает широкое поле для экспериментов и может использоваться с отклонением от основных правил, если этого требуют цели визуального оформления. Например, срывая древесину поперёк волокон, вы оставляете беспорядочный узор из грубых царапин, что может быть полезным для редких декоративных вставок.

После крацовки древесины наступает пора шлифования. Синтетическая абразивная щётка направляется вдоль волокон до полного устранения шероховатостей, видимых невооружённым глазом. Время от времени заготовку нужно простукивать с тыльной стороны, чтобы удалить из пор набившуюся пыль и оценить качество обработки. После снятия ворса и задиров наступает пора полировки для придания рельефу гладкости и небольшой глянцевости. Это можно сделать как щёткой на дрели, так и вручную, используя жёсткую часть кухонной губки.

Особенности работы с напольными покрытиями

Брашированию могут подвергаться не только элементы мебели, наличники и всевозможные декоры. Этот приём обработки часто используется для имитации состаривания паркета и паркетной доски.

Главная трудность в работе с деревянным полом — большой объём работ. Дрель здесь мало применима: страдает равномерность обработки и производительность. На таких объёмах разумно приобрести или взять во временное пользование щёточную шлифмашину. Она позволит придерживаться однородной глубины «выцарапывания» крацовкой, а затем быстро провести шлифование на большой площади.

Для пола не рекомендуется проявлять глубокий рельеф древесины, иначе покрытие будет сильно пачкаться и плохо отмываться. Оптимальная глубина — 0,5–0,8 мм, так дерево на полу станет тёплым и приятно шершавым, исчезнет ненатуральная глянцевость.

Обработка, покраска, патинирование

Фактурирование дерева — лишь половина дела. Браширование ставит конечной целью визуальное выделение древесной текстуры, чаще всего для этого проводят окраску специальными техниками.

Нужно убедиться, что выборка волокон выполнена качественно и поверхность готова к покраске. Используют для этого морилки на водной основе с эффектом лёгкого дубления или прижигания. Нанесение нужно выполнять кистью, тщательно протирая вдоль волокон и следя в процессе за поднятием мелких ворсинок. Если такие присутствуют, поверхность нужно основательно высушить и снова легко обработать шлифовальной щёткой, обламывая подсохшие и затвердевшие заусенцы.


Вместо кисточки удобно использовать мягкую губку — краска распределяется равномернее и без излишков

При покраске чаще всего компоновка тонов повторяет игру света и тени на неровностях: впадины красят в тёмный цвет, гребни — в светлый. Для этого поверхность сперва вскрывают насыщенно тёмным лаком, а затем обтирают губкой или ветошью, удаляя остатки лака с твёрдых волокон, куда он не успевает впитаться.

При работе на большой плоскости равномерное окрашивание достигается после полного высыхания тёмного красителя и последующей лёгкой обработки лепестковым диском с зернистостью Р400–800. Когда выпуклости высветлены, их вскрывают бесцветным или светлых тонов паркетным лаком.

Другой вариант окраски предлагает инверсию: верхний ярус рельефа планируется тёмным, а впадины окрашивают в светлый тон. В этом случае поверхность сперва тонируют тёмным полиуретановым лаком и высушивают. Затем следует нанесение светлого непрозрачного состава, излишки которого снимают резиновым шпателем для проявления тёмной подложки на гребнях.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector