Выбор и закачка антифриза в систему отопления
Garant-vl.ru

Строительный портал

Выбор и закачка антифриза в систему отопления

Как залить антифриз в систему отопления

Это классический механический насос для проведения опрессовки. Им можно заполнять контур

В загородных домах и там, где контур обогрева включается только время от времени, обычную воду заливать нельзя. Она ведь замерзает, что приводит к разрыву труб и батарей, может сломаться котел. Поэтому в таких случаях используют специальные незамерзающие составы, которые в народе называются красивым иностранным словом – антифриз. О том можно ли залить антифриз в систему отопления мы рассказывали в одной из наших статей. Если вкратце – то можно, подробнее можно прочитать здесь.

Сегодня мы поговорим о том, как залить в систему отопления антифриз. Рассмотрим методику пошагово. Поможем определить, каким можно пользоваться насосом и куда его подключать. Есть некоторые хитрости, прибегая к которым вы сможете самостоятельно справиться с поставленной задачей.

Как закачать антифриз в систему отопления

Перед тем как залить в систему отопления антифриз следует позаботиться о том, чтобы трубы и теплообменники были чистыми. В случае необходимости предварительно проводится чистка всего контура. Чтобы залить антифриз в трубы отопления правильно, нужно полностью заполнить все пустоты контура, чтобы не осталось воздушных карманов. Воздух может скапливаться только в батареях, если, конечно же, схема сделана без ошибок. Если же в контуре, где-то кроме батарей скапливаются воздушные карманы, то там устанавливаются воздухоотводчики. Как закачать антифриз в систему отопления:

  • подключить шланг от насоса для закачки антифриза в систему отопления к любому патрубку, через который возможно залить жидкость;
  • включить нагнетатель;
  • когда стрелка манометра достигнет показания в полторы атмосферы, насос отключается;
  • спускается воздух со всех радиаторов;
  • повторно включается насос для закачки антифриза в систему отопления пока давление опять не достигнет прежнего уровня;
  • проверить наличие воздуха в теплообменниках и местах его возможного скопления.

После проведенной процедуры включается котел. После того как он поработает некоторое время, около суток, нужно опять проверить контур на наличие в нем воздуха. Также обратите внимание на манометр. В контуре должно быть полторы атмосферы. В случае несоответствия показаний манометра нужно внести коррективы. Чаще всего приходится подпитывать систему, хотя не исключен вариант, что потребуется слить некоторое количество теплоносителя.

Перед тем как закачать антифриз в систему отопления можно сразу открыть все отводчики воздуха. В этом случае под каждый кран Маевского нужно подставить какой-нибудь резервуар, подойдет пол-литровая банка. Отверстие в кране очень маленькое, не толще иголки, поэтому потоп не предвидится.

Удобнее воспользоваться помощью еще одного человека, так как заполнить закрытую систему отопления антифризом вдвоем намного удобнее и быстрее. Нужно чтобы кто-то один следил за работой насоса, уровнем антифриза в резервуаре из которого он откачивается и давлением в контуре. Второй человек следит за кранами Маевского и поочередно закрывает их, когда из отверстия польется теплоноситель.

Через какой патрубок залить антифриз

Так выглядит кран для подпитки

Прежде чем приступить к работе, нужно знать, как заполнить систему отопления антифризом. Есть две разновидности контуров обогрева. В одном теплоноситель контактирует с воздухом, а в другом циркуляция проходит по абсолютно замкнутой схеме. Принцип работы этих контуров отличается, но их объединяет то, что в обоих можно применять антифриз. Чтобы залить антифриз в контур отопления потребуется насос. В открытые контуры можно вливать теплоноситель ведрами, но в случае с незамерзающей жидкостью это будет слишком долго.

Заливка антифриза в систему отопления по идее осуществляется через клапан подпитки, если такой есть в наличие. Если же его нет, то возможны следующие варианты:

Чтобы заполнить контур отопления антифризом через заглушку радиатора, нужно ее открутить и вместо нее вкрутить кран.

К этому крану подключается насос, благодаря которому антифриз поступает в трубы. После того как заправка системы отопления антифризом будет завершена, кран остается в торце батареи. Это позволит подпитывать систему в процессе эксплуатации, а также использовать его в качестве слива, когда потребуется освободить контур от теплоносителя.

В закрытых контурах стоит мембранный расширительный бак, для которого есть отдельный патрубок. При заполнении системы, экспанзомат рекомендуют временно снять. Можно ли заполнить систему отопления антифризом, когда бак не снят? Можно, но скорее всего, после этого экспанзомат все равно придется снять и перенастроить. Расширительный бак ставят как вверх, так и вниз дном.

Второй способ более предпочтительный, при этом кран на патрубок устанавливается разными способами. Некоторые монтажники американки с краном ставят таким образом, чтобы запорная арматура оставалась на контуре, а некоторые наоборот, устанавливают так, что кран снимается вместе в экспанзоматом.

В первом случае проблем с заполнением контура через патрубок для расширительного бака не возникнет. Во втором случае потребуется установить такой кран. К запорной арматуре подводится шланг от насоса и антифриз заливается в трубы. По завершении работы шаровой кран перекрывается и устанавливается экспанзомат.

Даже если у вас нет подпитки, которая отходит от труб, это не означает, что ее нет вовсе. В современных котлах обязательно присутствует патрубок для подпитки. По этой причине монтажники могут не установить еще один кран в самом контуре. Подпитка котла, если система работает на воде, зачастую соединяется с водопроводом. Если же используется антифриз, то патрубок остается свободным, к нему можно подключать насос.

Вы знаете что можно сделать альтернативное отопление дома своими руками и не платить подрядчикам? Это возможно.

О том, почему иногда приходится прибегать к обогреву деревянного дома электричеством читайте здесь.

Чем закачать теплоноситель

Насосы для заполнения контура антифризом могут быть разными. В этом качестве подходит любой водяной насос, который применяется в водоснабжении, так как правильно заливать антифриз в систему отопления можно любым нагнетателем давления достаточной мощности. Так выделяют ручные и электрические насосы, которые могут прокачивать жидкость разными способами. Одни из них погружаются в теплоноситель, а вторые нет.

Погружной насос

Вибрационные погружные насосы работают при полном погружении в антифриз. К таким приборам относится всем известный «Малыш». Следует сказать, что нет специального насоса для заполнения системы отопления антифризом. Все агрегаты имеют широкий спектр применения в хозяйстве. Так, например «Малыш» может не только закачивать антифриз в контур, а и поднимать воду со скважины.

“Малыш” – погружной роторный насос

Преимущество погружного насоса:

Таким насосом можно делать все — от полива грядок до подачи воды из колодца. У него металлический корпус, что делает прибор надежным и крепким. Характеристики:

  • способен прокачивать 430 л в минуту;
  • отдаленность от источника питания составляет до 40 м;
  • два вида забора жидкости (верхний, нижний);
  • поднимает столб жидкости на высоту 40 м;
  • потребляет не больше 250 Вт в час.

Жидкость с десяти метров создает давление в одну атмосферу, получается что «Малыш» способен накачать до четырех атмосфер. Такой мощности более чем достаточно для автономной системы отопления. Как известно давление в ней не превышает двух атмосфер, нормой считается показания манометра в полторы атмосферы.

С учетом высокой скорости нагнетания, обыкновенную систему, в которой до 100 литров теплоносителя, такой насос накачает за несколько минут. Принцип работы заключается в том, что антифриз поступает сразу в насос через отверстия в корпусе и по шлангу подается в контур.

Так как заправить систему отопления антифризом нужно, избегая попадания в трубы грязи, очень удобно, что в приборе установлены фильтры, которые задерживают даже мелкие частицы загрязнений.

Чтобы закатать антифриз в контур отопления потребуется бочка, в которую он будет налит. Затем в бочку ложится насос, а шланг соединяется с патрубком подпитки.

Дренажный насос

Дренажный погружной насос

Дренажные насосы тоже относятся к погружным, но только их основное предназначение отличается от того же «Малыша». Такой вид нагнетателя разработан специально, чтобы откачивать воду с подвалов или даже с земельных участков. Особенностью такого агрегата является его способность пропускать большие частицы, размер которых варьируется в пределах до 35 мм.

В нем нет фильтрующего элемента, который бы защищал контур от загрязнений, поэтому это надо учитывать перед тем, как закачать систему отопления антифризом. Помимо этого потребуется позаботиться о том, чтобы насос не отключался автоматически, когда теплоносителя в резервуаре останется минимум. Дело в том, что в погружном дренажном насосе установлен специальный поплавковый выключатель, который реагирует на изменение уровня жидкости.

Принцип закачки системы отопления антифризом дренажным насосом такой же, как и у других погружных. Единственное на что следует обратить внимание, так это на габариты прибора. В горловину маленькой бочки он может и не пролезть, поэтому следует увеличить входное отверстие.

Если нужно сделать отопление деревянного дома варианты: самостоятельно или нанять мастеров. Какой вам по душе?

Вы даже представить себе не можете как удобно иметь печь для отопления деревянного дома. Интересно, тогда вам сюда.

Поверхностный насос

Поверхностные насосы не погружаются в жидкость. Они устанавливаются отдельно, антифриз поступает через шланг. Это, несомненно, более мощные агрегаты, при этом стоят также дороже. Такие насосы могут нагнетать в контур весьма высокое давление, что позволяет их применять для опрессовки системы отопления и гидравлических испытаний. Поверхностные насосы бывают механическими и электрическими.

Электрический поверхностный насос роторного типа

По принципу действия они могут быть:

Первые два вида относятся к электрическим приборам, а поршневой насос – это ручной агрегат с резервуаром для жидкости. В резервуар заливается антифриз, который прокачивается цилиндрами низкого и высокого давления. Прибор оснащен манометром. При закачке антифриза в систему потребуется приложить много усилий. Давить на ручку нужно будет очень сильно. Как залить антифриз в систему отопления видео:

Подводя итоги, отметим, что наполнять систему отопления антифризом можно при помощи любого насоса, который есть у вас в хозяйстве. Если совсем нет никакого, то покупка не будет одноразовой. Такой агрегат всегда пригодится в частном доме. Им можно и огород поливать, и воду из искусственного озера откачивать, подпитывать систему обогрева и много чего другого. Принцип проведения работ по заполнению контура обогрева не зависит от выбранного нагнетателя. Главное, следить за показаниями манометра и стравливать воздух.

Выбор и закачка антифриза в систему отопления

Отопление индивидуальных домов с использованием жидкого теплоносителя считается самым распространенным. Продуктивность и достаточная надежность функционирования отопительной системы жилища в немалой степени зависит от того, какой вид теплоносителя применяется и его характеристик. Замена традиционно использующейся воды на антифриз для систем отопления позволяет повысить продуктивность и в некоторой степени снизить расход топлива.

Антифриз для систем отопления

Выбор теплоносителя — вода или антифриз

Общеизвестно, что самым недорогим теплоносителем является вода. Но использование ее оправдано далеко не во всех случаях. Использовать рекомендуется лишь в системах, не восприимчивых к коррозионным процессам, но с некоторыми условиями. Вода должна быть дистиллирована во избежание появления в системе накипи. При аварийном отключении отопления при температуре ниже нуля находящаяся в трубах жидкость замерзнет, разрушив их.

Читать еще:  Фальш-камин в вашем доме своими руками

Решение проблемы видится в закачке в систему отопления частного дома теплоносителя иного плана — морозостойкой жидкости. Можно ли в системах обогрева применять антифриз? Ответ утвердительный.

Антифриз для систем отопления выпускается множеством компаний. Каждый вид незамерзающей жидкости имеет свои свойства, напрямую влияющие на его стоимость.

Вода или антифриз? Сравнение этих веществ явно в пользу последнего.

Что лучше: вода или антифриз

Антифриз для отопления дома обладает следующими преимуществами по сравнению с водой:

  • высокая вязкость;
  • инертность относительно к материалу оборудования;
  • отсутствие коррозионного воздействия;
  • высокая теплопроводность;
  • относительно невысокая стоимость.

Виды антифризов и их особенности

Антифриз для системы отопления загородного дома применяется на основе:

Этиленгликолевый антифриз считается наиболее доступным по цене и устойчивым к влиянию пониженных температур. Производится два вида этиленгликолевого антифриза — замерзающий при -30°С и при -65°С.

Этиленгликолевый антифриз ограничен в употреблении по причине высокой токсичности, само вещество окрашено в красный цвет и используется лишь в открытых системах обогрева.

Теплоноситель на основе этиленгликоля

Пропиленгликоль, которому при изготовлении придается зеленый цвет, абсолютно безопасен при использовании. Температура замерзания вещества равна -35°С, благодаря чему его допускается применять в системах с открытым расширительным бачком.

Антифриз на глицериновой основе отличается температурой замерзания -30°С, абсолютно безопасен в эксплуатации и по сравнению с другими видами незамерзающих веществ обладает рядом преимуществ, что лучше характеризует его как теплоноситель:

  • предотвращает появление коррозии в узлах и элементах трубопровода;
  • отличается продолжительным, достигающим 8 лет, сроком эксплуатации;
  • при заливке в систему не требует обязательной промывки труб;
  • реализуется уже разбавленным и готовым к заливке.

Антифриз преимущественно реализуется в концентрированной форме, перед тем, как залить в систему, его нужно развести. Разбавлять вещество следует строго в рекомендованных производителем пропорциях, слишком насыщенный раствор не пойдет во благо — по этой причине в скором времени в теплообменнике образуются вредные наслоения. Замена антифриза должна осуществляться спустя каждые 5 лет после начала использования.

Заполнение закрытой системы отопления

Наполнение закрытых систем обогрева выполняют с применением насоса, подключенного к штуцеру подпитки. При отсутствии насоса процесс значительно усложняется — в этом случае придется заливать незамерзающее вещество через высшую точку системы, сняв автоматический воздухоотвод.

Добавляя антифриз в систему отопления дома своими руками, не обойтись без помощника, которому поручается стравливание содержащегося в радиаторах воздуха при заливке.

Перед тем, как залить антифриз в систему отопления дома, нужно проверить, чтобы:

  • запорная арматура находилась в положении «открыто»;
  • сбрасывающие клапаны Маевского и, отделяющие отопитель, краны были зажаты;
  • концентрированный антифриз разбавлен по инструкции;
  • отделяющий мембранный расширительный бачок вентиль установлен в открытом положении.

Процесс заправки закрытой системы отопления антифризом

Сначала при заливании вещества в сеть отопления закрытого типа выполняется закачивание его до достижения давления в 1,4-1,5 Бар. Затем понемногу из батарей стравливается воздух, приступая с расположенных в самом низу. В то же время нужно потихоньку заливать антифриз и внимательно наблюдать давлением на манометре — оно не должно упасть ниже 1 Бар.

В замкнутой системе на врезке подпитки устанавливается обратный клапан, иначе закачка теплоносителя буде сильно затруднена.

После полного стравливания воздуха следует снова закачивать теплоноситель до показания стрелки манометра 1,5 Бар. Затем один за другим открываются отделяющие котел краны — сперва на обратной магистрали, а после — на подающей. Клапан подающей отопительной системы следует открывать медленно и с осторожностью, чтобы воздух выходил сквозь автоматический воздухоотводчик, обеспечивающий безопасность работы котла. Давление вновь начнет понижаться, поэтому необходимо постоянно заливать антифриз.

При включении отопителя и прогреве антифриза следует постоянно наблюдать за давлением. Максимальное значение — 1,8 Бар при требуемой температуре теплоносителя.

На завершающем этапе еще раз производится выпуск воздуха из оборудования, регулирование и стабилизация давления. При работе со сбрасывающими кранами Маевского следует соблюдать максимальную осторожность, чтобы не пролить нагретый антифриз и не обжечься, особенно, если система будет заполняться этиленгликолем.

По завершении работ необходимо тщательно осмотреть оборудование и каждое соединение на наличие протечек. Если утечки будут обнаружены, вновь опорожнять трубопровод не нужно — достаточно отсечь проблемную ветвь магистрали посредством запорной арматуры, а по завершении герметизации снова повысить давление и выпустить воздух.

Заполнение открытой отопительной системы

Для открытых систем необходимо выбирать именно пропиленгликолевое вещество, как наиболее безвредное, потому как расширительный бак открытого типа напрямую сообщается с атмосферой, а поскольку его располагают внутри здания (обычно на чердачном помещении), то в комнаты могут просачиваться пары незамерзающей жидкости, пусть и в незначительном объеме.

Считается, что залив «незамерзайки» в открытые системы бессмыслен. Для недопущения испарения теплоносителя систему стоит преобразовать в закрытую.

Разбавленный и полностью подготовленный антифриз добавляют через вентиль подпитки посредством насоса либо через расширительный бачок. Каждый клапан Маевского, расположенный на батареях, должен находиться в открытом положении. Краны закрываются постепенно по мере наполнения объема расширительного бачка. Затем незамерзающий теплоноситель необходимо долить, доведя его содержание ориентировочно до трети бака.

Перед тем, как закачать антифриз в систему отопления необходимо проконтролировать, чтобы каждый элемент запорно-регулирующей конструкции не был закрыт.

После включения и первого прогревания отопителя следует спустить воздух через радиаторы. При падении уровня горячего антифриза в бачке необходимо выполнить доливку его примерно до половины объема.

Рекомендации по применению

Не разрешается применять антифриз в системе отопления с трубами, покрытыми оцинковкой. Результатом химической реакции теплоносителя с металлом являются не растворяющиеся осадки, забивающие трубы.

Не рекомендуется смешивание антифризов не только различного назначения, но и марок, так как это может привести к снижению эксплуатационных качеств теплоносителя, а также образованию внутри труб и батарей ржавчины. В отдельных случаях такое смешение возможно, но лишь после проведения тестирования на их совместимость.

Расширительный бачок для жидкости в системе отопления

Разводить антифриз рекомендуется мягкой дистиллированной водой без содержания солей металлов. В случае добавления обычной воды из водопровода в отопительной сети могут образоваться нерастворимые остатки. Показатель жесткости воды должен составлять не более 5 единиц. Пропорция разведения концентрированного антифриза водой составляет 1 к 2.

Перед тем, как заполнить систему отопления антифризом, следует убедиться в достаточной мощности насосов и батарей, потому как, например, этиленгликолевый антифриз обладает теплоемкостью на 15-20% ниже, чем вода.

Перед сменой традиционного теплоносителя на морозостойкий рекомендуется увеличить вместимость расширительного бака либо заменить его на больший. Объем бачка должен быть не менее 15% от всего объема жидкости в системе отопления.

Для эффективного применения антифриза в отопительной системе важнейшим условием является обеспечение ее герметичности. В открытых системах использование антифриза не позволяет добиться значимого эффекта.

Срок эксплуатации

Срок применения антифриза в качестве теплоносителя зависит от эксплуатационных условий. При температуре, близкой к кипению, применение вещества не рекомендуется.

Разбавленный антифриз «Тёплый дом-30»

При нагревании заливаемой в систему отопления не замерзающих растворов до 175 градусов компоненты вещества термически разлагаются, образуя на нагревательных элементах нагар, разрушаются противокоррозионные добавки, выделяются газообразные продукты распада. Все указанные негативные факторы сказываются на эффективности эксплуатации отопителя, ведут к снижению характеристик антифриза и приводят к необходимости более ранней его замены.

В среднем обогрев антифризом до замены вещества осуществляется на протяжении 5 лет, после чего старый теплоноситель необходимо слить и добавить чистый.

Выводы

Чем заполнить систему отопления — водой или антифризом, необходимо решать, исходя из конкретных условий эксплуатации и наличия реальной угрозы замерзания воды в контуре отопления.

Сам процесс нельзя назвать слишком сложным, пусть он и достаточно трудоемок и требует приглашения помощника.

Как закачать антифриз в систему отопления

Обогрев жилища с применением жидкостного теплоносителя является наиболее популярным. Надежность работы отопительных систем, состоящих из комплектов оборудования и трубопроводов, зависит от теплового носителя и его характеристик. Задача теплоносителя – переносить максимальное количество тепловой энергии при минимальных затратах.

Замена одного типа носителя тепла на другой производится для повышения эффективности работы системы отопления. Но прежде чем закачать или заменить новый теплоноситель в систему, необходимо выбрать сам носитель тепла.

Виды тепловых носителей

Наиболее дешевым теплоносителем является вода. Но применение воды не всегда оправдано. Воду следует использовать в системах отопления, которые не подвержены действиям коррозии. Применение в качестве носителя тепла воды имеет определенные оговорки. Такой теплоноситель должен пройти обработку дистилляцией, это предохранит систему отопления от образования в ней накипи. Применение воды, которая замерзает при нулевой температуре, может разрушить трубы в случае аварийного отключения.

Закачка специальных «незамерзаек» в качестве теплоносителя позволяет обеспечить качественную работу системы обогрева жилья. Рынок производителей антифриза для обогрева предлагает различные виды тепловых носителей, изготовленных на различной основе и обладающих определенными характеристиками, от которых зависит их конечная цена.

Основные требования к носителю тепла:

  1. Степень вязкости теплового носителя при изменении температуры;
  2. Инертность антифриза по отношению к другим материалам;
  3. Тепловой носитель не должен быть коррозийным и быть безопасным для жильцов по показателям токсичности и воспламенению;
  4. Теплопроводность материала;
  5. Цена теплового носителя должна соответствовать его окупаемости по срокам эксплуатации.

Популярные антифризы для отопления

Антифризы на основе этиленгликоля делятся на две категории в зависимости от температуры замерзания: — 30 °C и — 65 °C. Этот тип дешевый и устойчивый к холодам.

Антифриз на основе этиленгликоля имеет существенный недостаток – высокую токсичность, ограничивающую условия его использования. Этиленгликоль, который производители в целях предупреждения об опасности окрашивают в красный цвет, не применяется в открытых системах отопления.

Пропиленгликоль, окрашиваемый производителями в зеленый цвет, является безопасным в эксплуатации. Теплоноситель имеет температуру замерзания — 35 °C и может использоваться в системах с открытым расширительным баком.

Антифриз, изготавливаемый на основе глицерина, безопасен в применении и имеет температуру замерзания — 30 °C. В сравнении с этиленгликолем и пропиленгликолем он имеет ряд преимуществ и может их успешно заменить:

  • защищает узлы коррозии и не повреждает детали и элементы;
  • по сравнению с теплоносителями на основе этиленгликоля и пропиленгликоля, со сроками эксплуатации не более 5 лет, антифриз на основе глицерина имеет более длительный срок эксплуатации – до 8 лет;
  • жидкость продается в разбавленном виде, уже готовой к применению;

Факт! Антифриз на основе глицерина может использоваться в отопительных системах как замена теплоносителя другого типа, без промывки труб.

Заполнение системы отопления антифризом

Прежде чем заливать антифриз в систему отопления своими руками, необходимо правильно рассчитать, какое количество жидкости будет нужно, сколько его покупать. Для проведения расчетов необходимо провести расчет объема всей отопительной системы.

Существуют специальные таблицы, позволяющие точно рассчитать, сколько необходимо залить «незамерзайки» перед первоначальной эксплуатацией или заменить одну незамерзающую жидкость на другую, из расчетов, сделанных на один погонный метр трубы. Пользуясь такими вычислениями и зная диаметр труб, можно вычислить, какое количество теплоносителя потребуется на 10 м системы. Остается уточнить, сколько «незамерзайки» необходимо залить для заполнения секции батареи. Сложив все данные, можно получить общий объем антифриза, необходимого для заполнения системы. Единой формулы нет – заливка зависит от диаметра труб и объема радиаторов.

Читать еще:  Ковровая плитка: виды, области применения и обзор производителей

На таре, в которой продается тепловой носитель, в большинстве случаев, находятся данные о продаваемом антифризе и его плотности. Такие данные позволяют рассчитать, сколько нужно долить воды в жидкость, которая будет служить в качестве носителя тепла.

Чтобы заправить незамерзайку своими руками, нужно иметь насос или специальное оборудование, позволяющее провести процедуры продувки и промывки от использованных остатков. Для работ по заливке понадобятся: отвертка, плоскогубцы, разводной ключ, шланги для закачки теплоносителя, фиксирующие хомуты и уплотнительная лента.

Закачка системы закрытого или открытого типа состоит из следующих этапов:

  1. Прежде чем закачать новую незамерзающую жидкость, предназначенный для замены, нужно слить через специальный патрубок все количество отработанной жидкости или воды, открыв сливной кран. В том случае, если жидкость самостоятельно не стекает, она удаляется с применением циркуляционного насоса;
  2. Если происходит замена теплоносителя на другой (за исключением глицериновых жидкостей), необходима предварительная промывка системы;
  3. Далее помощью шланга и циркуляционного насоса заливается новый антифриз. Для процедуры закачки используется два шланга. Первый шланг закрепляется на сливном патрубке и выходе насоса с фиксацией концов хомутами. Второй шланг используется для подачи антифриза из емкости к насосу;
  4. После того как шланги установлены, включается насос, который забирая из емкости теплоноситель, заполняет им систему отопления. Во время работ по заливке антифриза в систему необходимо следить за тем, чтобы опущенный в канистру конец шланга находился ниже уровня жидкости, это необходимо для предотвращения попадания воздуха вместе с жидкостью в систему во время забора антифриза. Попавший вместе с жидкостью воздух образует пробки, которые будут препятствовать работе отопления;
  5. Для беспрепятственной закачки теплового носителя открывается «кран Маевского» или специальная заглушка, что позволит воздуху при заполнении полостей жидкостью беспрепятственно выходить. После того как из заглушки начнет тонкой струей поступать заливаемый антифриз, заполнение прекращается, а заглушка перекрывается.

Заливка антифризом своими руками не является сложной задачей. Приступая к работам по закачке теплоносителем, надо определиться с выбором теплоносителя, сколько его нужно, иметь необходимое для проведения работ оборудование – насос и инструменты.

Залив и выбор антифриза в систему отопления

Антифриз именуют незамерзайкой, подчеркивая основное свойство – сохранение текучести при низких минусовых температурах. Автомобилисты используют незамерзайку в системе охлаждения. Еще одна сфера ее применения – системы отопления загородных домов. Антифриз для системы отопления позволяет предотвратить промерзание, которое возникает при долговременном отключении электроэнергии или продолжительном отъезде из загородного дома зимой.

Виды и особенности антифриза

Антифризы классифицируются по типу основы:

  • пропиленгликолевые;
  • этиленгликолевые;
  • растворы на основе спирта и глицерина.

Разновидности отличаются между собой физико-техническими характеристиками. Выбирая одну из них, следует принять во внимание особенности системы отопления и условия, в которых она функционирует. Для заполнения систем производят специальные составы. Автомобильные антифризы, например тосол, для отопления не подходят. Они содержат массу токсичных веществ и негативно воздействуют на резиновые и металлические элементы магистрали, служат 1, максимум 2 года.

Пропиленгликолевые

Главное положительное свойство пропиленгликолевого состава – безвредность. Он не токсичен, может использоваться в открытых системах отопления и двухконтурных котлах, где осуществляется подогрев воды для водоснабжения. Даже при утечке пропиленгликоля в воду значительный вред здоровью не будет нанесен.

Технические свойства пропиленгликолевых антифризов также хороши. Они не оказывают агрессивного воздействия на внутреннюю поверхность элементов системы.

Недостатки тоже имеются:

  • высокая вязкость, которая в два раза превышает по значению вязкость этиленгликоля;
  • взаимодействие с цинком: происходит реакция с образованием белых нерастворимых хлопьев, металл разрушается;
  • высокая стоимость.

Отличить пропиленгликолевый теплоноситель от этиленгликолевого легко: первый окрашен в зелёный цвет и часто имеет маркировку ЭКО. Вместо пропиленгликолевого антифриза можно приобрести глицериновый контрафакт.

Этиленгликолевые

Этиленгликолевые составы высокотоксичны. Это их главный недостаток. Об опасности этиленгликоля сигнализирует красный или желтый цвет жидкости. Благодаря яркой окраске легче обнаружить утечку теплоносителя. Он может нанести вред при попадании в легкие или на кожу. Смертельная концентрация при употреблении внутрь – 2 мг на 1 кг веса. В связи с этим утилизация антифриза этого типа составляет определенную проблему. В целях безопасности этиленгликолевый теплоноситель используют только в одноконтурных системах, где нет риска попадания в контур водоснабжения. Технические свойства этиленгликоля позволяют использовать жидкости на его основе при температурах до –65°C.

В некоторых странах этиленгликолевый теплоноситель запрещен к использованию.

Растворы на основе спирта и глицерина

По поводу глицериновых теплоносителей сложилось неоднозначное мнение. Одни говорят о том, что глицерин – лучший бытовой антифриз для отопительной системы, другие указывают на множество его недостатков:

  • высокая вязкость вещества, из-за которой ускоряется износ оборудования – чтобы компенсировать высокую вязкость глицерина, состав разбавляют спиртом;
  • более высокая плотность по сравнению с другими антифризами;
  • превращение в яд при температуре выше 90°C;
  • риск вспенивания;
  • сравнительно низкая теплоемкость;
  • химическое взаимодействие с резиной и пластмассой;
  • после выпаривания воды становится твёрдым или желеобразным.

Однако у глицериновых теплоносителей много положительных свойств:

  • пожаро- и взрывобезопасность;
  • экологичность;
  • химическая инертность к цинку;
  • широкий разброс рабочих температур: от –30°C до 105°C;
  • низкая стоимость;
  • долгий срок службы – 10 лет;
  • не расширяются при замораживании.

Глицериновые составы производят согласно ТУ, и это еще один недостаток, потому что производители сами устанавливают стандарты.

Производство глицериновых антифризов в отдельных странах не осуществляется.

Можно также использовать в качестве теплоносителя растворы с содержанием 40-55% этилового спирта. Они экологичны, кристаллизуются при –30°C. Однако их применение ограничено герметичными закрытыми системами, потому что они отличаются повышенной летучестью. Температура кипения – 90°C, что является минимальным показателем среди всех типов теплоносителей.

Достоинства и недостатки

В качестве теплоносителя заливают и дистиллированную воду, но если в зимний период возможно продолжительное отсутствие хозяев в доме или периодически отключают электричество, теплоноситель в радиаторах может замерзнуть. В таких случаях рекомендуется заполнять систему антифризом для отопления.

  • трубы из-за расширения замерзшей воды не лопнут;
  • не нужно сливать воду из системы на время отсутствия;
  • антифриз имеет низкую температуру замерзания – до –65°C, и даже при более низкой не превращается в лёд, а становится желеобразным, расширяясь в значительно меньшей степени, чем вода;
  • при повышении температуры замерзший теплоноситель сохраняет свои свойства;
  • состав содержит присадки, которые препятствуют образованию накипи и реакции с металлами.

  • некачественные антифризы разрушают элементы системы отопления, так как в них выпадает твердый осадок, который выводит из строя фитинги и приборы;
  • пониженный уровень теплоемкости по сравнению с водой (меньше на 15%), чтобы компенсировать этот недостаток, нужно увеличивать скорость циркуляции теплоносителя ровно на столько же;
  • повышенная вязкость (на 30-50% выше по сравнению с водой) и более высокая плотность (на 5-10%), из-за чего необходимо устанавливать более мощное насосное оборудование;
  • токсичность;
  • образование осадка со временем;
  • высокая цена;
  • необходимость тщательной герметизации соединений, из-за повышенной текучести (на 50% выше, чем у воды).

Несмотря на недостатки, антифриз используют в системах отопления, поскольку он практически не замерзает и не расширяется, приводя к порче труб и оборудования.

Особенности использования антифриза в системе отопления

Поскольку гликолевые составы небезопасны, при их использовании соблюдают меры предосторожности. Кроме того, есть определенные особенности применения антифриза в системе отопления:

  • Гликолевый теплоноситель не следует заливать в открытую систему, где жидкость в расширительном бачке контактирует с атмосферой, потому что в воздух могут попасть токсичные вещества. Допускается это только при применении пропиленгликолевого теплоносителя, если есть уверенность в его качестве.
  • Приобретая теплоноситель другого производителя, чтобы долить его в систему, нужно выполнить проверку на совместимость со старым антифризом, потому что присадки могут нейтрализовать друг друга, что приводит к исчезновению антикоррозийных свойств. Если неизвестно, какой теплоноситель использовался раньше, необходимо полностью слить жидкость.
  • Для работы в системе с антифризом потребуется насос на 60% мощнее, чем для воды.
  • Радиаторы необходимо подбирать с большей степенью теплоотдачи, например алюминиевые или биметаллические. Кроме того, желательно выбрать модель с большим внутренним диаметром и объемом.
  • Система не работает с автоматическими отводчиками воздуха, поэтому устанавливают краны Маевского.
  • Система должна быть снабжена точным регулятором температуры, поскольку превышение определенных границ приводит к распаду теплоносителя. Реакция сопровождается выпадением осадка, что впоследствии становится причиной образования нагара, коррозии, кислоты, пены и завоздушивания системы.

Только при грамотной эксплуатации и соблюдении всех рекомендации по подбору оборудования использование антифриза в системе отопления будет выгодным.

Заливка теплоносителя в отопительную систему своими руками

Антифриз для отопления со временем стареет, снижается его теплоемкость и антикоррозийные свойства, поэтому его периодически меняют. Средняя периодичность – 5 лет. Перед заливкой теплоносителя необходимо слить старый антифриз из системы.

Порядок выполнения работ:

  1. Обязательно разогревают котел отопления, невзирая на температуру окружающей среды.
  2. Открывают батареи и переводят систему в самотечный режим.
  3. Отключают от электросети котел и другие приборы системы.
  4. Подготавливают ведра, тазы для слива старого теплоносителя.
  5. С помощью отсекающего крана отсоединяют насос, поскольку без теплоносителя он моментально выходит из строя. Внутри останется старый антифриз, но его объем будет небольшим, поэтому на работу системы это не повлияет.
  6. Открывают вентиль и наполняют емкости. Предпочтительнее сливать систему через заливочный вентиль, расположенный недалеко от котла, в самой нижней точке. Если сливное отверстие не предусмотрено, подсоединяют один конец шланга к сливному отверстию батареи или к крану Маевского, другой конец вставляют в тару.
  7. После слива теплоносителя систему промывают чистой водой или специально предназначенными для этой цели растворами.
  8. В соответствии с инструкцией производителя разбавляют жидкость, согласно необходимой температуре замерзания. Температура замерзания имеет нелинейную зависимость от количества залитой воды – при разбавлении 20 л антифриза с температурой замерзания –65°C на 50% водой температура замерзания составит –20°C, а не –32,5°C, как можно было бы предположить.
  9. Очищают грязевой фильтр.
  10. При помощи насоса, подключенного к отверстию для закачки, наполняют систему свежим составом.
  11. В процессе работы необходимо спускать воздух, контролируя давление по показателям манометра.

Для разбавления теплоносителя используют только дистиллированную воду, не содержащую солей кальция и магния, в противном случае выпадет осадок. В крайнем случае следует проверить реакцию, отдельно смешав водопроводную воду с малым количеством антифриза в нужных пропорциях. В обязательном порядке соединяют состав с водой в отдельной емкости, чтобы обеспечить равномерное перемешивание. Заливать сначала антифриз, а затем воду, в систему нельзя. Это приводит к неравномерному прогреву радиаторов, выходу из строя насосного оборудования, вспениванию. Если по незнанию система была заполнена именно таким образом, насос включают на минимальную мощность и стравливают постепенно воздух. Смешивание через какое-то время произойдет, но гарантии, что оно будет равномерным, нет.

Если в систему заливается этиленгликолевый теплоноситель, емкости, использованные в процессе, следует утилизировать, а насос необходимо промыть горячей водой с моющими средствами.

Производители теплоносителей

Антифризы состоят на 30-65% из гликоля, на 30-50% из дистиллированной воды, на 3-4% из присадок, которые препятствуют вспениванию, коррозии металла, выпадению осадка. На рынке представлен широкий ассортимент антифризов, предназначенных для системы отопления загородного дома. Они изготавливаются преимущественно из импортного сырья и продаются по примерно одинаковой цене. Если продукт стоит слишком дешево, следует усомниться в его качестве. Проверить состав можно с помощью соды. Так как контрафактные антифризы имеют в большинстве своем кислотную среду, можно смешать щепотку соды с небольшим количеством теплоносителя. Если при этом наблюдается шипение и образуется пена – продукт некачественный, если реакции не произойдет – антифриз хороший.

Читать еще:  Укладка ковролина своими руками доступна каждому

Лучшими антифризами являются следующие:

  • Dixis-65. Теплоноситель с лучшими показателями кристаллизации. Этот антифриз подходит для газовых и электрических котлов отопления, систем с элементами из чугуна, меди, пластика, алюминия, латуни. Температура окружающей среды от –65°C до +95°C. Возможно использование для обогрева домов на Крайнем Севере. При применении в более мягких климатических условиях можно разбавить теплоноситель водой 1:1. Преимущества: срок службы – не менее 5 лет, пожаробезопасность.
  • Теплый дом Эко. Пропиленгликолевый теплоноситель с температурой кристаллизации –31°C. Срок службы – 5 лет и более. Температура кипения составляет 106°C, а разрушение происходит только при +170°C. Он сочетается с герметиками и не расширяется.
  • Thermagent-65. Антифриз отечественного производства, произведенный из немецкого сырья. Возможно использование в системах с резиновыми прокладками, герметиком. Сохраняет свойства до 10 лет и имеет низкую температуру замерзания. Может использоваться при температуре окружающей среды до –65°C.

Антифриз является теплоносителем, который обладает меньшим коэффициентом расширения по сравнению с водой. Это свойство имеет первоочередное значение. По остальным физико-техническим параметрам вода превосходит антифриз. Использование незамерзаек должно быть грамотным. Тогда срок службы системы увеличится.

Способы заполнения системы отопления закрытого типа

Любой отопительной системе для работы необходимо наличие теплоносителя. Он передаёт тепловую энергию от котла к радиаторам или регистрам. После монтажа всех контуров нужно залить новую жидкость в оборудование. Большинству людей эта задача кажется очень трудной. Особенно когда речь идёт о заполнении системы отопления закрытого типа. Эта процедура довольно хлопотная, но если выполнить её с соблюдением всех правил, то она вполне реализуема.

В системах открытого типа расширительный бак необходимо устанавливать в самой верхней точке. Жидкость, находящаяся в контуре, контактирует с воздухом. В закрытых типах расширительный бак в своей конструкции имеет герметичную мембрану. Теплоноситель изолирован от воздуха.

Заполнить систему отопления двухконтурного котла можно таким образом:

  1. 1. Обычной водопроводной водой. Она поступает через подпитку в самую нижнюю точку.
  2. 2. Антифризом. При этом жидкость подаётся из какого-либо резервуара.
  3. 3. Ручным наливом через верх. Для этого применяется насос.
  4. 4. С помощью ручного насоса через подпиточный вход.

Большинство людей, проживающих в частных домах, знают один наиболее простой способ (он же является и наихудшим) правильно залить воду в систему отопления открытого типа. Теплоноситель подаётся через расширительный резервуар. Жидкость поступает с небольшими интервалами, чтобы воздух успевал уходить.

Для закрытых систем такой метод лучше не использовать. В этом случае возникновение воздушных пробок практически гарантировано.

Для заполнения системы понадобится насос (для создания необходимого давления жидкости) и какая-нибудь ёмкость. Для такой цели вполне подойдут обычные погружные устройства. Любой вид отопления заполняется с использованием манометра для непрерывного контроля давления.

Сначала нужно определиться с точкой, через которую будет подаваться теплоноситель. Если насос способен нагнетать воду до полного заполнения всех труб и радиаторов, то лучше подключаться к самой нижней точке, например, к подпитке. Кроме этого узла, в схему должен входить ещё и вентиль для слива теплоносителя.

Если этот элемент является самым низким местом, то подключить подачу можно через него. К сливному штуцеру обычно не монтируется обратный клапан, поэтому остановка подачи воды повлечёт за собой её вытекания обратно. Следует сразу же перекрыть вентиль, который расположен перед штуцером.

Сначала необходимо, чтобы в наличии была какая-либо ёмкость требуемого объёма. Для этого отлично подойдёт пластмассовая бочка на 200 л. В неё погружается насос, который способен создать давление в 1 атм. Можно использовать погружное устройство «Малыш».

После наполнения бочки жидкостью запускается прибор. Заполнить водой закрытую систему отопления нужно правильно. Для этого следует следить за уровнем воды в резервуаре. Он не должен опускаться ниже патрубка насоса, чтобы в обогревательный контур не попадал воздух.

Для антифриза лучше использовать какую-либо ёмкость меньших размеров. Это требуется для того, чтобы погружной насос не приходилось опускать в химию. Следует погружать только патрубок.

Перед процедурой необходимо открыть все клапаны Маевского, которые устанавливаются на батареях. Под каждой из них следует установить ёмкости. Когда вода начнёт выходить через все воздухоотводчики, нужно перекрыть клапаны Маевского, не прекращая процесса закачки.

Контроль давления в системе осуществляется с помощью манометра. Если в котле нет встроенного устройства, то его необходимо включить в схему. Подача воды происходит до тех пор, пока прибор не покажет необходимое значение.

После полного заполнения нужно сбросить воздух. Давление начнёт падать, поэтому необходимо понемногу добавлять воду. Этот процесс следует повторять до вытеснения всех воздушных пробок.

В конце проводится ревизия системы на какие-либо протечки. Затем, можно выполнить запуск отопления в частном доме. Процедура заполнения довольно простая. Её можно выполнить и своими руками.

При отсутствии погружного электрического насоса заправку отопления придётся производить вручную. Если максимальный перепад высот превышает 10 м, то этот процесс будет довольно утомительным.

В таких случаях можно прибегнуть к заливке контура дома через верх. Закачка будет происходить самотёком. Кран для слива в нижней точке должен быть открытым до тех пор, пока из него не начнёт вытекать вода. После этого вентиль закрывается. В нижней точке отопления получается статическое давление. При нормальных условиях оно равняется 1 атм.

Теперь следует немного увеличить давление до уровня примерно в 1,2 атм. К штуцеру нужно прикрутить обычный шаровый вентиль, а на него одеть поливочный шланг. К шлангу необходимо подключить какой-нибудь переходник, чтобы он смог одеваться на автомобильный насос. В него заливается вода, и с помощью насоса она закачивается в систему. После достижения необходимого давления вентиль перекрывается. Затем, можно запустить отопление.

Сейчас стали устанавливать индивидуальное отопление не только в частных домах, но и в многоквартирных. Зачастую монтируют двухконтурные котлы, в которых есть элемент для подпитки.

Её можно производить самостоятельно:

  1. 1. Снизу котла есть вентиль, который необходимо открыть.
  2. 2. Немного открутить клапан Маевского и ждать появления воды.
  3. 3. Затем, вентиль под котлом закрывается.
  4. 4. Если после запуска оборудования в насосе есть посторонние звуки, то его следует открыть и сбросить воздух.

Практически все конструкции предусматривают модуль автоматического воздухоотвода. Но он не способен удалить все пузырьки. Во время первого запуска системы следует очень медленно нагревать теплоноситель. Это необходимо, чтобы избежать всяческих поломок различных элементов от гидроударов. Не рекомендуется запускать котёл на всю мощность.

Особенно это касается протяжённых схем. Они имеют большое тепловое расширение и высокую степень деформации. Из-за нагрева на некоторых участках появляется напряжение.

Жидкость способна значительно усилить силу удара. Зачастую разрушение происходит на изгибах. В некоторых случаях трубы могут сорваться с крепежей.

Желательно, чтобы проектированием отопления занимались специалисты, которые способны учесть все факторы. В частных домах монтаж можно произвести и по типовому проекту.

Перед тем как закачать теплоноситель в отопительный контур, следует знать виды незамерзающих жидкостей.

Чтобы можно было заправить систему, антифризы должны иметь такие свойства:

  1. 1. Они должны быть полностью безопасными для людей.
  2. 2. Негорючие жидкость и пары.
  3. 3. Иметь хороший уровень текучести.
  4. 4. Инертность. Для запитки системы антифриз не должен вступать в реакцию с элементами отопления.
  5. 5. Обладать необходимой теплоёмкостью.

Незамерзающую жидкость нельзя прокачать через трубопровод в чистом виде. Она довольно агрессивна и разрушает все конструктивные элементы. Антифриз следует разбавлять водой в соответствии с инструкцией, предоставленной производителем.

Также применяют и специальные добавки, например, антипенные, стабилизирующие, очистительные, а также антикоррозийные. Чем меньше в растворе количество воды, тем жидкость дороже, так как она замерзает при более низких температурах. Зачастую во время разведения незамерзайки требуется добавлять присадки.

Без специальных добавок применять растворы не стоит, потому что они не смогут соответствовать необходимым параметрам. Также нельзя смешивать разные антифризы. Обычно это приводит к сильному снижению эксплуатационного срока. Незамерзающие жидкости нельзя применять в системах, где не предусмотрено наличие циркуляционного насоса, так как у них повышенная степень вязкости.

Органические теплоносители имеют эксплуатационный срок до пяти лет. По истечении срока годности их необходимо заменить, так как жидкость теряет свои свойства и становится агрессивной.

В настоящее время практически всё оборудование сделано под использование в качестве теплоносителя воды. Для сохранения своей репутации производители указывают, что они не могут гарантировать нормальную работу при использовании антифризов. А также на котлах может указываться разрешённый вид незамерзающей жидкости.

Если в схеме нет автоматического отключателя при превышении температурного порога, то использование антифризов не рекомендуется. Эти вещества могут быть опасны при перегреве. Для заправки отопительных контуров производятся теплоносители, в основе которых пропиленгликоль.

Пропиленгликоль в последнее время начинает вытеснять другие типы незамерзающих теплоносителей. Но этот вид практически не отличается по своим параметрам от этиленгликоля. Имеет второй класс опасности.

Основные преимущества этой незамерзайки:

  1. 1. Пропиленгликоль безвреден для человека. Это одна из основных причин, по которым большинство производителей рекомендуют его применять в двухконтурных и одноконтурных котлах.
  2. 2. Сохраняет свою текучесть в любых условиях.
  3. 3. Имеет смазывающие свойства, что значительно снижает нагрузку на насосы при прокачке.
  4. 4. Имеет высокую степень инертности.
  5. 5. Безопасен для любых материалов. Если вещество пролилось на пол, то достаточно будет просто протереть мокрой тряпкой.

У этой жидкости есть и свои недостатки. Основным из них является высокая стоимость. В среднем цена превышает в два раза, если сравнивать с другими видами. Жидкость вступает в реакцию с металлическими трубами и оцинковкой. Если температура превысила максимальный порог, то полипропиленгликоль начинает распадаться и выделять токсичные газы. Но на данный момент это вещество является лучшим на рынке.

Полное или частичное копирование информации с сайта без указания активной ссылки на него запрещено.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector