Влажность древесины для столярных изделий
Garant-vl.ru

Строительный портал

Влажность древесины для столярных изделий

Влажность древесины для изготовления мебели

Благодаря своим физическим свойствам древесина остается одним из самых востребованных материалов для производства мебели. Вот, например, результаты трудов современных мастеров — konyshev.net. Естественно, она должна быть правильно подготовлена. В частности, рассмотрим, какая влажность древесины допустима для изготовления мебели.

Зачем знать влажность древесины?

Один из важнейших для столярных работ показателей – влажность древесины. Отражает он, как ни странно, уровень содержания влаги в материале. Чем опасна избыточная влажность?

  • Изменение размеров в результате усушки. Как следствие, нарушается геометрия деталей и всего изделия. Более того, мебель может просто сломаться. При усушке проявляется целый ряд негативных следствий: от коробления до появления трещин.
  • Снижение прочности по сравнению с нормативными показателями. Из-за неправильного определения качества пиломатериалов, можно допустить ошибки в расчетах нагрузки и мебель получается нефункциональной.
  • Увеличение массы, которое также приводит к неправильному распределению нагрузок в мебели.
  • Ухудшение обрабатываемости различными методами.
  • Снижение теплоизоляции и повышение звукопроводимости. Данные факторы больше тревожат строителей, но не отметить их нельзя.

Есть ли негативные последствия от использования пересушенного дерева? Несомненно:

  • Даже в сухом дереве есть много пор и каналов, которые мгновенно наполняются водой при контакте с ней. В результате, древесина разбухнет, что приведет к тем же последствиям, что и усушка.
  • Пересушенный материал теряет прочность и обретает ломкость. Он крошится и плохо обрабатывается.

Оптимальный уровень влажности

Основной способ измерения данного показателя – процент влажности древесины. Он показывает отношение массы воды, содержащейся в материале, к массе этого же материала, но полностью сухого.

Нормативная влажность древесины для тех или иных задач указывается в соответствующем ГОСТе. Например, ГОСТ 475-2016 устанавливает влажность древесины, используемой для изготовления элементов деревянных дверей. Аналогично существуют ГОСТы на различные пиломатериалы.

Как правило, влажность древесины для мебели должна составлять 6-8%. Это заметно суше средних значений для строительных работ (10 – 15%).

Почему требования нормативов по влажности древесины более строги для мебели?

Вышеуказанные негативные факторы избыточной влажности проявляются сильнее, когда речь идет о сложном изделии из нескольких взаимосвязанных элементов (в том числе небольшого размера).

Как измеряется влажность

Лучший способ определения влажности заключается в использовании специального устройства – влагомера. Это электронные приборы, принцип работы которых основан на изменении электропроводности древесины под воздействием влаги. Информация выдается на дисплее в виде процента влажности.

Также состояние древесины можно определить по стружке. Просто сожмите ее в руке и оцените ломкость. Это позволит получить примерное представление об уровне влажности.

Обратите внимание, что для нас важна устойчивая влажность древесины. То есть, влажность, равномерно распределенная по всему объему материала. Такая равномерность достигается в процессе сушки и специальной обработки.

Сушка

Естественная влажность (то есть влажность, имеющаяся в момент заготовки дерева) может достигать 80%. Она распределена неравномерно по объему дерева, что делает невозможной сложную обработку.

Очевидно, что материал для изготовления мебели необходимо подвергать правильной сушке. Выделяется два основных подхода к устранению влаги из дерева:

  • Естественная сушка. Процесс проходит в атмосферных условиях за счет постоянной циркуляции воздуха. Организовать его можно даже в домашних условиях, однако, существует предел естественной сушки, составляющий 12-15%. Чтобы производит качественную мебель, древесину нужно высушить сильнее. Кроме того, атмосферная сушка занимает много времени.
  • Искусственная сушка. Выполняется в специальных установках под воздействием тепловых пушек, нагревателей и иных приборов, ускоряющих вывод влаги. Выглядит довольно просто, но на практике искусственная сушка вызывает массу сложностей. Как минимум, по причине того, что при резких изменениях температуры древесина может получить повреждения (трещины). Также материал можно банально пересушить, что негативно влияет на долговечность древесины.

Большое значение имеет правильное хранение дерева после сушки, а потому для производства мебели не следует приобретать материалы у сомнительных поставщиков.

Влажность древесины для столярных изделий

Деревянные дома европейского
качества по ценам российского
производителя

Строительство домов из клееного бруса

+7 (495) 640-07-97
+7 (495) 724-13-63

ФОТОГАЛЕРЕЯ ПРОЕКТЫ ДОМОВ МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНОЛОГИИ КОНТАКТЫ

Специалисты деревянного домостроения, погруженные в профессию, и заказчики, изучающие все аспекты сооружения будущего дома, совсем забывают об одной из основных функций древесины в живом растении. Она заключается в доставке (извлечении) воды из грунта с помощью клеток и перенос в этой (водной) среде структурных и энергетических продуктов.

Да и в самих клетках растений доля воды значительна. Поэтому неудивительно, что содержание влаги в древесине определяет и ее собственные свойства. Причем важные не только для живого растения, но для тех, кто использует конструкционный или прочий строительный древесный материал. От содержания влаги в древесине зависят ее плотность, прочность, податливость при обработке, долговечность и проч.

Конструкционные и декоративные качества древесины определяются породой дерева. А вот то, насколько качественно и долговечно будет деревянное изделие или строение, это зависит от состояния сырья. Именно это во многом и определяет влажность строительной древесины.

Сырая древесина подвержена болезням, менее прочная и более гибкая, легче обрабатывается, хуже горит, но и дает больше угара при пожаре. В помещении или сухом климате со временем растрескивается и коробится, лучше проводит тепло и электричество.

Полезными свойствами из перечисленных являются: большая податливость при формировании сложных гнутых конструкций и менее трудоемкая (и менее «пыльная») обработка. Но на практике даже легкость обработки «по-сырому» используется редко, ведь после дерево будет сохнуть, и по готовому изделию пойдут деформации и трещины.

Что касается сухой древесины, то почти все плюсы достаются ей. Не гниет, звенит, демонстрирует упругость и прочность, обладает хорошими звуко/теплоизоляционными свойствами, диэлектрик. Ну, разве что, обрабатывается сложнее. Впрочем, это лишь оборотная сторона прочности древесины, поэтому сетовать не приходится.

Границы между сырой и сухой древесиной нет. Если только это не глубоко модифицированный материал, как, к примеру, термодревесина или дерево-пластики — стабильные по влажности. Пористый природный материал с капиллярными структурами, ярко выраженными гидрофильными свойствами всегда стремится к равновесию по содержанию влаги с атмосферой (а бывает и водоемом, если окажется в нем).

Поэтому при создании деревянных конструкций приходится учитывать не только дизайн и целевые физические требования-параметры, но и влажностный режим, в котором изделие или сооружение будет эксплуатироваться. И даже замена массива на композит не спасает от неприятностей. Набрать и потерять воду с нарушением формы и разрушением могут не только простые деревянные конструкции, но и сложные, к примеру, слоеные клееные.

Почему так? Древесина — пористый материал, в котором клетки формируют как каркас, так и сеть переноса жидкости. Содержание жидкости определяет размерные и прочностные параметры клеточных структур, а с ними и древесины вообще. При изменении влажности возникают деформации. Внешние, более свежие слои деформируются больше внутренних и получают или отдают влагу раньше них.

Неоднородность древесины самой по себе и неоднородность распределения влажности приводят к заметным несогласованным деформациям и обусловленным ими короблению и растрескиванию. Наиболее сильные деформации — в поперечном сечении ствола, а наиболее слабые — вдоль волокон (вдоль ствола). Напряжения, генерируемые изменениями влажности, могут высвободиться и с задержкой — уже при обработке, и снова привести к искривлению детали или разрушению.

В живом свежесрубленном дереве или длительно погруженном в воду каналы доставки воды и питательных веществ заполнены. Даже если вся эта вода (ее называют свободная, или капиллярная) уйдет, сами клеточные структуры еще будут содержать до 30 процентов (при нормальной температуре) связанной влаги. (Здесь и далее процентное содержание характеризует абсолютную влажность — отношению массы воды в образце к массе сухой древесины для этого образца.)

Стоит обратить внимание, что если пористость и содержание свободной воды определяется породой, то связанная влага фиксируется самими клетками (клеточным стенкам), одинаковыми для всех растений и формирующими силовой каркас древесины. А потому показатель влажности для мертвой древесины, лишенной свободной воды, характеризует качества древесины практически независимо от породы. Такая древесина может набирать из сырого воздуха до 30 процентов влажности от совершенно сухого состояния (так запасаемая влага еще называется гигроскопической).

Абсолютная влажность древесины условно делится на несколько степеней. Насыщенное водой дерево может характеризоваться показателем влажности и большим 100 процентов, это мокрая древесина. Содержание свободной и связанной влаги в свежесрубленном дереве — 50-100 процентов. Древесина, которая достигла равновесия с окружающей атмосферой, фактически длительно хранившаяся на воздухе (несколько сезонов или годы) и укрытая от осадков, имеет влажность в 15-20 процентов. Она маркируется, как «воздушно-сухая», и из нее следует делать изделия для эксплуатации на улице (внешняя обшивка зданий, садовая мебель и проч.). Наконец, хорошо высушенная древесина с влажностью 8-12 процентов считается «комнатно-сухой», и из нее строят внутренние конструкции зданий, делают мебель и предметы декора.

Читать еще:  Как очистить металлическую кастрюлю от пригоревшего варенья или сахара

Немодифицированная древесина, сохранившая свойства впитывать (собственно, гигроскопичность) и отдавать влагу из воздуха, при изменении влажности окружающей среды будет стремиться к равновесию с последней. При этом неизбежны генерация деформаций и напряжений. Поэтому важно подбирать материал для конструкции с учетом условий будущей эксплуатации.

Процесс выравнивания влажности древесины со средой медленный (для небольших перепадов влажности — месяцы) и потому эффекты деформаций кажутся не столь уж и заметными. Но недооценивать их опасность и нарушать выработанные опытом правила нельзя.

Так, при сооружении дома из свежесрубленного леса монтаж производят без предварительной просушки до воздушно-сухого состояния. Если же оставить бревна высыхать до начала строительства, они покоробятся, и их будет невозможно уложить в плотный сруб. Строение из свежего леса будет сохнуть в течение нескольких сезонов, но связанная конструкция не даст отдельным бревнам заметно искривится.

Совсем другой подход применяют при заготовке древесины для паркета или интерьерной мебели. Древесина должна быть высушена до комнатно-сухой, распилена с учетом сформировавшихся при усушке трещин, и только затем ей можно придавать формы и размеры и не бояться, что паркет разойдется, а мебель распадется на детали.

Процесс сушки — один из наиболее важных этапов подготовки материала. Принципы, технологии и режимы сушки определяются тем, как будет использоваться древесина. В случае заготовки мореной древесины материал сушат медленно без предварительной разделки в помещениях без сквозняков и даже с увлажнением в зонах краев бревна — только так удается максимально сберечь ценную породу от растрескивания. Древесину для строительства на улице — и сушат на улице, предварительно распилив на доски требуемых сечений.

В процессе сушки важно избегать неравномерного нагревания (прямой солнечный свет), слишком сильных сквозняков. Доски укладываются в штабеля, перекладывая перегородками для возможности проветривания отдельных досок и равномерно нагружая штабель для сохранения формы.

Мебельную и древесину для строительства внутри помещений сушат в специальных установках до комнатно-сухой степени. Древесину и шпон под клееные конструкции сушат до еще меньшей влажности, как того требует процесс склейки.

Подавляющее большинство технологий сушки основано на прогревании материала и отводе паров. Обычная доска для стройки может сушиться в помещении с вентиляцией и постоянным нагревом до сравнительно невысоких температур (30-40 градусов) в течение нескольких месяцев. Если поднять температуру до 60-70 градусов и обеспечить обдув сухим воздухом, на сушку уйдет около месяца.

Для ускорения процесса в промышленных масштабах сушку проводят при температурах до 100 градусов и выше, иногда при пониженном давлении. Для нагрева наружных слоев используется горячий воздух, ИК-нагреватели, разогрев электрическим током металлических сеток и поддонов, помещаемых между слоями досок. Для прогрева материала изнутри используют ВЧ-сушилки.

Однородный прогрев материала до более высоких температур также может быть обеспечен за счет помещения его (материала) в атмосферу горячего инертного газа или горячую жидкость, к которой древесина гидрофобна. Если нагрев обеспечивается сочетанием разных методов (поверхностного и в массе), можно даже при быстрой сушке избежать сильного коробления и растрескивания.

Процесс сушки трудоемок. И если реализовать его нельзя, следует хотя бы контролировать влажность используемого материала. Строителям, плотникам и столярам доступны современные устройства оперативного измерения влажности древесины. В бытовых недорогих приборах, способных обеспечить точность в 1-2 процента в широком диапазоне от состояния свежесрубленного до почти сухого дерева, используется либо эффект зависимости электропроводности от влажности, либо диэлектрической проницаемости для полей высоких частот от влажности.

В первом случае щупы прибора нужно погружать в древесину. Во втором — лишь обеспечить плотный контакт клемм с древесиной. Приборы оснащаются калькуляторами, позволяющими по измерениям электрических характеристик определять влажность, если известна порода древесины. Измерения проводятся в разных точках доски или бревна, чтобы исключить случайную ошибку или возможную неоднородность древесины. Следует также помнить, что глубина промера ограничена, и доверять показаниям можно лишь для случая, когда древесина находится в равновесном по влажности состоянии.

Как сушить древесину на открытом воздухе и в помещении (таблица влажности древесины)

Где бы ни предполагалось использование древесного сырья — в строительстве, при изготовлении мебели или столярных заготовок, — его влажность будет являться главным показателем качества и долговечности готового изделия. Древесина обладает природным свойством гигроскопичности, то есть способностью хорошо поглощать влагу и так же быстро ее отдавать при изменениях температуры и влажности окружающей среды. Вследствие этих процессов происходит значительное увеличение или уменьшение объемного размера материала в различных направлениях, приводящее к полной негодности конструкции или предмета. Для того чтобы понимать, как правильно сушить древесину, необходимо знать некоторые правила, позволяющие профессионально осуществить этот процесс, и уметь определять содержание в дереве влаги.

Схема сушки древесины в атмосферных условиях.

Определение влажности древесины

При отсутствии специального прибора — электровлагомера — влажность древесины определяется при помощи довольно простого способа. От материала отделяют небольшой кусок и взвешивают его. Затем выдерживают в сушилке при температуре около 100°С и проводят взвешивание еще раз. Разница между этими показателями и является процентным отношением воды к образцу. При совершении любых технологических операций по отношению к древесине она должна иметь пригодную для работы влажность.

Таблица определения влажности древесины.

Если этот показатель будет высоким, вероятность быстрого выхода из строя будущего изделия очень высока. Возможно возникновение грибковых поражений материала, его гниение и деформация при различных климатических изменениях. Сырая древесина плохо подвергается склеиванию, а из-за последующего усыхания может коробиться, покрываться трещинами и образовывать щели. Всех этих неприятностей можно избежать, если изучить, как сушить древесину, тогда будет проведена грамотная сушка сырья с соблюдением всех технологий этого процесса.

Как высушить древесину для разных условий эксплуатации

Все породы дерева можно разделить на три группы по свойствам изменять размер при сушке: слабо, умеренно и сильно усыхающие.

Практически не изменяются при высушивании лиственница и ель, умеренно теряют в объеме сосна, осина, ива и тополь. Древесина дуба, вяза, клена и бука относится к последней категории, к которой принадлежат также липа и ольха. Самое быстрое испарение влаги происходит с верхних слоев и торцов доски. При сушке сырого дерева влага одновременно уходит через поры с поверхности, а ее место занимают поднимающиеся из сердцевины по капиллярам древесные соки.

Схема сушки древесины в камере.

Влажность деревянных изделий, которые впоследствии будут эксплуатироваться на открытом воздухе, должна находиться в пределах 12-18%, а для внутренних помещений с комфортной температурой эта цифра понижается до 8-10%. Поэтому сушить древесину, которая будет эксплуатироваться в отапливаемом помещении, нужно в два этапа: сначала в природных условиях, а затем при комнатной температуре. Сушка дерева под влиянием атмосферы занимает довольно длительное время. Этот срок зависит от породы дерева, его толщины и времени года. Применение этого способа может привести к потере материалом до 75% влаги, но хвойные и мягкие лиственные породы обычно сохнут около 2 лет, а твердые могут потребовать и более длительного срока.

Для сушки древесины на открытом воздухе предварительно выполняется настил из жердей, на который заготовки укладывают штабелями с соблюдением между ними небольшого расстояния и закрепляют ряды вбитыми колышками. Верхнему слою придают небольшой наклон, чтобы обеспечить скатывание дождевой воды, и тщательно укрывают досками. Круглые бревна перед просушкой не нужно освобождать от коры, чтобы они не потрескались, для этой же цели можно обработать их торцы раствором извести или поваренной соли, что дополнительно послужит предохранением от возможного гниения. Пиломатериалы подвергаются высушиванию таким же образом, но их требуется вначале рассортировать и штабелировать по принципу однородности, то есть толщине досок и породе деревьев. Древесину ценных пород в процессе сушки обрабатывают не только с торцов, но и по боковым сторонам, и для этой цели можно дополнительно использовать садовый вар или клей ПВА.

Читать еще:  Биотопливо для каминов: состав, правила безопасности, особенности применения

Сушка древесины в помещении

Сушить древесину в помещении нужно как можно дальше от грязных и влажных поверхностей, которыми могут обладать земляной пол или бетонные конструкции. Следует помнить, что дерево приобретет параметры окружающей обстановки, поэтому комната должна быть сухой и с оптимальной температурой воздуха от 15°С. В частных домах лучшими местами для просушки считаются хорошо проветриваемые чердаки, а в квартирах можно использовать антресоли. При острой необходимости можно одну из комнат оборудовать нагревателями воздуха, расположив их вдоль стен, и постоянно регулировать температуру для более быстрого высыхания материала. Если планируется изготовление мебели или столярных изделий, не стоит выпиливать заготовки до просушки дерева — их размер и форма могут значительно измениться после усушки.

Как начинающему столяру выбрать материал для работы

Самым дорогим материалом, в мебельном производстве, является деревянный массив. Но по преимуществам, кроме стоимости, конечно, не уступает ни одному материалу.

Среди главных преимуществ, можно, конечно же выделить долговечность, эксклюзивность, экологичность.

Но деревянный массив трудно обрабатывать. В зависимости от породы дерева, приемы обработки сильно отличаются, поэтому к каждому виду есть индивидуальный подход.

В первую очередь, это относится ко всем породам древесины, необходимо используемый материал хорошо высушить, дабы избежать появления на нем грибков и плесени. Также, необходимо хорошенько обработать материал антисептиками. А хвойные породы деревьев нужно обессмолить.

Ведущим принципом выбора древесины у мастера, да и у любого обывателя, является внешний вид и фактура. Каждому, конечно, внешний вид и фактура может понравиться разная.

Рассмотрим породы дерева и их основные характеристики.

Акация

Из лиственных пород, самой твердой является акация.

Массив этого дерева упругий. Сама по себе желтоватая, на воздухе приобретает ярко – коричневую окраску. Красивую текстуру оценит любой. Хорошо просматриваются кольца, говорящие о возрасте. Древесину такую нужно сушить аккуратно, поскольку она склонна к растрескиванию. Волокна расположены навстречу, поэтому обработать акацию достаточно сложно, как и красное дерево. Но древесина достаточно пластична, гнется, полировать ее одно удовольствие, шлифуется легко. Древесина акации выдерживает высокую влажность.

Береза

Древесина легка в обработке, цвет ее белый с небольшой желтизной или немного коричневый. Это твердая порода.

Из минусов, это то, что береза плохо и долго сохнет. В ней много насекомых, они ее очень любят, также древесина подвержена гниению. Древесина недолговечна, часто трескается и коробится. Но отлично подходит для изготовления предметов под покраску.

Береза очень часто используется в производстве мебели. Из нее, также в большей мере изготавливают шпон, фанеру.

Порода карельской березы имеет розоватый оттенок и более износостойка. Текстура ее, как говорят, мраморная. Часто применяется для создания декоративных элементов. Древесина достаточно дорогая.

Древесина очень пластична, долговечна. Но коробится сильно и изменяется при сушке. Пилить, гнуть, колоть и резать древесину очень легко. Это такой удешевленный вариант древесины дуба. Бывает, что из нее делают шпон, но по большей части все же используют массив дерева. Очень плохо переносит влагу, поэтому не рекомендуется использовать бук в ванной, кухне.

Несмотря на то, что текстура этой древесины не так ярко выражена, называют еще ее белым буком. Граб плохо раскалывается, поскольку строение древесины косое. Древесина не коробится, не поддается ударным нагрузкам, поскольку имеет высокую твердость.

Древесину часто используют при изготовлении ручек для инструментов, разделочных досок, клюшек для гольфа, деталей пианино, накладок на гриф, например на гитарах. Изготовить мебель из граба будет стоить большого труда и времени, но мебель из него будет надежной и очень эстетична.

Вишня

Древесина легко строгается, она достаточно мягкая. Также она хорошо гнется и ее легко лакировать. Ее часто используют, чтобы изготовить эксклюзивный элемент декора или мебель. После обработки поверхности (полировке) становится зеркально гладкой.

В сочетании со стеклом и резьбой смотрится шикарно.

Не очень прочная и мягкая древесина. Имеет большое количество сучков, что сильно затрудняет ее обработку. Легко впитывает влагу, отчего и часто подвергается гниению. Древесину легко склеить, практически не коробится. Обладает не выраженной структурой. Плохо выдерживает нагрузки. Звук инструментов, изготовленных из ели, изумителен, так как волокна древесины равномерны. Самые известные скрипки сделаны именно из такой древесины. Самым прочным видом ели, является порода кавказская. Цвет ее, как правило, белый, с небольшой желтизной.

Очень прочная древесина, практически не поддается гниению. Хорошо склеивается, но плохо поддается лакировке, лаками на основе спирта. Древесина вязкая, но хорошо ведет себя в обработке.

Наверное, это самый популярный вид, используемый при изготовлении мебели. Как говорят, такая мебель, на века. Прочность дерева увеличивается с годами. Идеальны считается 100-200 летний дуб. Выполнить резьбу на такой древесине очень сложно, но оно того стоит. Мореный дуб (темный) используют при инкрустации по дереву.

Не плотная древесина, содержит много смолы, устойчива к влаге. Практически не гниет. Обработке поддается достаточно легко, может попадаться немного сучков, имеет шоколадный оттенок.

Ее легко сушить, но аккуратно, поскольку небольшую долю подверженности короблению все таки имеет. Лаки и краски воспринимает отлично.

Кедр редко используют для изготовления домашней мебели, так как он не будет выдерживать большие нагрузки. Но из-за стойкости древесины к влаге, часто используется для изготовления мебели, например, для сауны. Древесина подходит для резьбы. Имеет специфический приятный аромат.

Плотная, прочная, тяжелая древесина.

Практически не трескается, но не имеет влагостойкости. Так как строение ее равномерно, этот вид хорошо лакируется. Колоть резать и полировать очень легко.

Именно шпоном из кленовой древесины часто отделывают дорогую мебель. В лиственных, твердых породах клен считается самым ценным. Комбинируется очень хорошо с плодовой древесиной. Металл и стекло, совместно с кленовой древесиной очень хорошо сочетается. Часто используется для изготовления лестниц, внутри домов и для изготовления деталей декора внутри помещений. В кухонной утвари клен, также широко применим. Сколов практически не имеет. Отлично подходит для резьбы. Из клена делаю весла, рукоятки инструментов. Активно применяется для изготовления лыж, также для изготовления скульптур из дерева.

Красное дерево

Именуют красным деревом, древесина которых имеет медный цвет. Австралийский эвкалипт, косипо, макаре, каоба, махагони. Такая древесина супер плотная. Не подвержена короблению и растрескиванию. Изменение влажности и температуры такой древесине не почем. Из древесины изготавливает дорогую мебель и элементы из него преобразят любую мебель и интерьер.

Лиственница

Высокая степень влагостойкости и низкая подверженность короблению подтверждают высокие эксплуатационные характеристики древесины. Содержит в себе много смолы. Из-за этого инструмент столяра быстро выходит из строя (притупляется, засоряется). Ее нужно уметь высушить, так как при неправильной сушке в лиственнице образуются трещины. Содержит в себе много биофлавоноидов, отчего считается целебной. Если дома иметь такую мебель, то эфирные вещества при испарении, предотвращают вирусные и простудные заболевания. Подходит для изготовления резных деталей.

Древесину относят к твердым породам. Твердая и тяжелая. Но несмотря на это легка в работе, поддается прекрасно полировке и лакировке. Часто используют как шпон, а также для изготовления эксклюзивных элементов. Древесину использую очень часто в резьбе, даже в ажурной.

Вид черного ореха, самый ценный из этой породы. Очень дорогостоящий, поэтому используют его для декорирования мебели ручной работы и для массивных украшений.

Ольха

Древесина достаточно хрупкая, но с ней легко работать, полировать и окрашивать. Сушить легко и быстро. Практически не меняет размеров после сушки.

Гниению практически не подвержена.

Применяется для изготовления легкой мебели. Ольху, также применяют для изготовления дсп, фанеры, досок для пола.

Сосна

Это мягкая древесина. Лучшей древесиной считается та, которая выросла в местах с песчаной почвой, на возвышенностях или на холмах сухих. Так как сосна, которая росла в водянистой местности будет очень сырая, ее нужно будет очень долго высушивать.

Сосновую древесину легко поцарапать и повредить, настолько она мягкая.

Обрабатывать ее легко, древесины выделяет фитонциды, которые предотвращают простудные и вирусные заболевания. Пахнет приятно. Идеальным деревом, для изготовления мебели, является дерево возрастом 100 и более лет. Сосна отлично подходит для использования в загородных домах

Ясень

Тяжелая и твердая древесина, схожа с дубовой. Немного меняется при высушивании и не склонна к появлению трещин. Гибкая и пластичная. При повышенной влажности склонна к червоточине, поэтому обрабатывать антисептиком ее, крайне необходимо. Шлифовке поддается хорошо, а вот полировке нет.

Читать еще:  Виды неровностей стен и методы их выравнивания

Изготовить из ясеня можно абсолютно любую мебель, как для кухни, так и для детской комнаты и даже бани. Гнутая и резная мебель лучше всего получится именно из древесины ясеня. А по красоте и по качеству уступает только красному дереву.

Советы по склеиванию древесины

Здесь представлены основные рекомендации и термины, используемые в технических описаниях клеев BOSTIK.

Температура использования
Минимальная температура склеиваемых материалов, клея и температура в цехе зависит от вида используемых клеев.

  • Виниловые клеи (эмульсионные клеи белого цвета): температура не должна быть ниже точки беления. Под точкой беления понимается температура, ниже которой образование непрерывной пленки клея не произойдет.
  • Неопреновые клеи: температура не должна быть ниже точки росы.

Испарение содержащихся в клее растворителей вызывает понижение температуры на поверхности пленки клея. В холодном и влажном помещении происходит конденсация водяного пара на поверхности пленки клея, подобное запотеванию стекла.
Высохший клеевой слой выглядит матовым и не блестит, во время соединения пленок клея обеих поверхностей склеивание не произойдет из-за наличия конденсата.
Единственное решение — нагреть цех до температуры +15°С для того, чтобы воздух стал более сухой.

Скорость схватывания

Скорость схватывания клея зависит от его температуры и вида склеиваемых материалов.

  • Сильно низкая температура замедляет полимеризацию клея и увеличивает, в большей или меньшей степени, вязкость.
  • Высокая температура в цехе может снизить время использования клея, особенно клеев с отвердителем. Это также может вызвать проблемы при склеивании, вызванные, например, впитыванием клеящего вещества поверхностью из-за понижения вязкости.
  • Пористость основы также оказывает влияние на скорость схватывания клея: чем меньше пористость, тем дольше время схватывания.

Влажность древесины и хранение до склеивания

Во избежание проблем на плоскости склеивания, влажность древесины до склеивания должна быть как можно ближе к условиям ее эксплуатации после склеивания.

  • Мебель: влажность мебельных щитов из массивной древесины, мелких столярных изделий, паркета, внутренних дверей должна составлять 9% (±2%).
  • Столярные изделия для наружного применения, несущие конструкции из клееного лесоматериала: влажность этих конструкций и материалов, подверженных неблагоприятным погодным условиям, может составлять от 10 до 15%. Обычно, различные склеиваемые материалы должны иметь одинаковую температуру и влажность во время склеивания.
  • Облицовывание: тонкие листы шпона, склеиваемые при помощи виниловых клеев, должны быть очень сухими (влажность от 3 до 5%). Во время склеивания шпон поглотит воду, содержащуюся в клее. Эта чрезмерная влажность может быть удалена при помощи горячего прессования и дальнейшей подсушке клея. Рекомендуется использовать клеи быстрого схватывания с большим содержанием сухого остатка.

Проблемные породы древесины

  • Очень пористые или впитывающие породы древесины: использовать вязкий клей с большим содержанием сухого остатка либо наносить клей на обе поверхности. Не рекомендуется склеивание торцевой древесины.
  • Кислотная древесина (дуб, западный красный кедр): повышенное содержание кислотности замедляет схватывание резорциновых клеев, ускоряет схватывание мочевиноформальдегидных клеев.
  • Твердая/плотная древесина (азобэ, палисандровое дерево, твердолиственные породы): плохо смачивается клеем. Схватывание клея замедленно. В этом случае следует зашкурить склеиваемые поверхности, нанести клей на обе поверхности, увеличить давление и время сжатия.

Подготовка поверхностей к склеиванию

Для получения прочного клеевого шва склеиваемые поверхности должны быть очень ровными и гладкими, чистыми, без дефектов волокон на поверхности; толщина склеиваемых деталей должна быть как можно более равномерной для того, чтобы избежать изменения давления из-за разницы толщины плоскостей склеивания.

Как правило, грубораспиленный пиломатериал не является идеальным для склеивания. Рекомендуется обстрогать рубанком склеиваемые поверхности, инструмент должен быть хорошо заточен и отрегулирован. В некоторых случаях рекомендуется после обстругивания обработать поверхность наждачной бумагой для улучшения качества склеивания, особенно при работе с клееной фанерой, полученной при высокой температуре, или при склеивании очень твердой древесины.

Обработка крупнозернистой наждачной бумагой позволит склеивание обработанной древесины с обугленной поверхностью.

В отдельных случаях (например, очень впитывающая древесина) рекомендуется предварительное грунтование поверхности клеем.

Нанесение клея
Расход клея может изменяться в зависимости от:

  • типа используемого клея
  • пористости и плотности древесины
  • желаемой скорости склеивания
  • ровности поверхностей
  • Виниловые клеи: 120-180 г/м2 при одностороннем нанесении клея
  • Полихлороперновые клеи: 120-150 г/м2/1 слой при двухстороннем нанесении клея
  • Другие клеи: см. технические описания
  • Низкий расход клея содействует более быстрому схватыванию.
  • Высокий расход клея позволит получить более длительное время склеивания, нанесение клея на обе поверхности рекомендуется в трудных случаях или когда требуется получить более длительное открытое время.
  • Для клеев-расплавов кроме расхода стоит также учесть температуру склеивания и скорость станка.

Время гуммирования
Для полихлоропреновых клеев это время, которое необходимо выждать, между смазыванием поверхности клеем и моментом, когда можно начинать соединять материалы. Это время составляет от 5 до 10 минут и необходимо для того, чтобы дать выветриться растворителям, содержащимся в клее, что также позволит избежать образования вздутий.

Открытое время сборки
Время, прошедшее между нанесением клея и соединением склеиваемых материалов: клей остается довольно-таки влажным, что позволит осуществить хороший перенос или смачивание другой детали, а значит, и обеспечит хорошее склеивание.

Закрытое время сборки
Время, прошедшее с момента контакта двух поверхностей и их непосредственным сжатием. Это время используется для склеивания бруса или штабелирования нескольких панелей до начала прессования.

Прессование
Прессование позволяет получить тесный контакт между клеем и материалами без деформации во время всего периода схватывания.

  • Виниловые клеи — склеивание: дерево с деревом: 2-5 кг/см2
  • облицовывание деревянных панелей: 1-2 кг/см2
  • Реактивные клеи — склеивание: дерево с деревом: 5-12 кг/см2
  • облицовывание деревянных панелей: 1-5 кг/см2
  • Неопреновые клеи — 2-5 кг/см2

Во избежание образования отметин при облицовывании плит тонкими материалами и блестящим бумажно-слоистым пластиком рекомендуемое давление прессования составляет 1-2 кг/см2.

И, наоборот — для твердых и плотных материалов следует увеличить давление прессования. Внимание! Следите за тем, чтобы излишек клея не выступал по краям, иначе клеевой шов будет слабым.

Продолжительность прессования
Оно зависит от типа клея, температуры, впитываемости материалов и метода схватывания. Для более подробной информации смотрите техническое описание продукта или проведите предварительное испытание.

  • Недостаточное время прессования вызывает, как правило, непрочное склеивание.
  • Чрезмерное время прессования напрасно уменьшает скорость работы и может вызвать проблемное склеивание в случае горячего прессования.

Окончательное схватывание и стабилизация

Различают две степени схватывания:

  • Схватывание необходимое для ввода в эксплуатацию и обработки деталей: моментально для клеев-расплавов и неопреновых клеев, несколько часов для виниловых и реактивных клеев.
  • Схватывание необходимое для достижения оптимальных характеристик (механическая стойкость, влагостойкость и т.д.): составляет, как правило, несколько дней, следовательно, рекомендуется складировать склеенные материалы в течение нескольких дней до начала их транспортировки.

Меры предосторожности при хранении

Морозоустойчивость
Клеи на водной основе могут замерзнуть. Их стоит складировать в отапливаемом помещении и беречь от мороза.
Тем не менее, они могут быть реверсивными: если, например, клей замерз во время транспортировки в течение непродолжительного периода времени, то при доведении его до температуры + 20°C и последующем энергичном перемешивании, он заново приобретет однородную консистенцию и может использоваться как обычно. Если же клей находился в течение длительного времени при минусовой температуре, его характеристики могут сильно измениться, в этом случае он не реверсивный.

  • Неопреновые клеи являются, как правило, реверсивными. Если консистенция клея гелеобразна, нужно довести его температуру до + 20°C и энергично перемешать.

В любом случае, на холоде клей густеет.

Продолжительность хранения клея
Для виниловых и неопреновых клеев максимальная продолжительность хранения клея до его использования составляет, как правило, 1 год (кроме особых случаев указанных в техническом описании). Клей должен храниться в закрытой заводской упаковке при температуре от + 5° до + 30°C .
При более высокой температуре снижается их срок хранения.

Техника безопасности
Клеи подвергнуты строгим правилам перевозки и предназначены для строго указанного применения. На упаковке и в технических описаниях указаны данные, связанные с перевозкой и применением клея. Имеется паспорт безопасности на каждый продукт.

Огнеопасность
Неопреновые клеи очень огнеопасны, т.к. они содержат растворители. Пары растворителей, смешанных с воздухом, могут образовать взрывоопасную смесь.
Следует строго соблюдать следующие правила:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector