Ремонт системы отопления: типичные неисправности и их устранение
Garant-vl.ru

Строительный портал

Ремонт системы отопления: типичные неисправности и их устранение

Мастер на все руки

Неисправности системы отопления

Неисправности системы и их устранение
Главные из них — понижение температуры в по­мещении ниже расчетной и нарушение герметично­сти элементов системы.
Если снизилась температура в помещении, а тем­пература поступающей горячей воды соответствует норме, то причиной будет плохая циркуляция воды (пара). Источники неисправности в данном случае следует искать в утечках, засорах системы, отложе­нии коррозии на внутренних поверхностях труб (осо­бенно на изгибах и ответвлениях), попадании возду­ха в систему, в неисправных кранах. Причиной может быть и ошибка при монтаже труб.

Засор в трубопроводе
При засоре стояка (отдельного прибора), увеличивается сопротивление участков систем отопления и сокращает­ся расход циркулирующего по ним теплоносителя, в ре­зультате снижаются средние температуры отопительных приборов на этих участках.
При засоре стояка в двухтрубной системе наблюдается нормальная температура поверхностей всех отопительных приборов, подключенных к этому стояку. После засора температура резко падает, что происходит в результате сокращения расхода теплоносителя в отопительных при­борах системы или полной остановки циркуляции через эти приборы.
При засорах подводок или отопительных приборов темпе­ратура понижается на поверхности отдельных приборов, при этом весь стояк системы прогревается нормально. Об­наружение засоров — сложная и трудоемкая работа.

1. Методы определения засоров. В однотрубных системах отыскание засора в стояке путем замера температуры, как правило, положительных результатов не дает, так как те­плоноситель остывает равномерно по всему стояку до и после засора.
Акустический способ заключается в прослушивании сис­темы. В местах сужения проходного сечения трубопрово­да, вызываемого засором, скорость теплоносителя резко возрастает, что приводит к увеличению шума в месте за­сора.

2. Устранение засоров. После определения места засора его устраняют гидравлической, пневматической промыв­кой или прочисткой. Перед промывкой всю систему ос­матривают: проверяют герметичность, разбирают и чис­тят.
Гидравлическая промывка предусматривает создание больших скоростей путем постоянного потока воды через засоренный трубопровод. Для этого воду сбрасывают в дренаж. В некоторых случаях для увеличения скорости ис­пользуют сетевые, циркуляционные или другие насосы. Вышеописанный способ промывки позволяет ликвиди­ровать засоры, образованные легкими частицами, и очи­стить трубопроводы в местах, где скорость воды отно-
сительно велика. На участках, где скорость воды незна­чительна (в радиаторах, трубопроводах большого диамет­ра), промывка неэффективна, так как тяжелые частицы оседают из потока промывающей воды. Продолжитель­ность промывки зависит от степени и характера загряз­нения, а также от диаметра и протяженности промывае­мого участок. Промывку ведут до полного осветления удаляемой водовоздушной смеси.

3. Прочистка трубопроводов. Прочистку трубопроводов системы отопления производят в том случае, если невоз­можно удалить засор промывкой. Для этого участок тру­бопровода, где предполагается засор, отключают и спус­кают из него воду. Затем трубы отсоединяют от участка трубопровода с засором и прочищают засор толстой уп­ругой проволокой. После пробивки засора на конец про­волоки крепят ерш, с помощью которого удаляют засор. В процессе очистки куски засохшего раствора, земли и дру­гие предметы, которые были причиной засора, падают вниз.

4. Удаление грязи водой. Разрыхленную грязь можно уда­лить также водой. Для этого на концы трубопровода наде­вают шланги. Верхний шланг подключают к смесителю, а нижний опускают в санитарный прибор (умывальник или унитаз). Открывают смеситель и пропускают воду через трубопровод.

Воздушные пробки в системе отопления

1. Причины. Воздушные пробки б системе отопления воз­никают из-за попадания воздуха в систему.
Первая причина в том, что сама по себе вода содержит растворенный воздух. Если происходит нагревание воды, то воздух начинает выделяться в виде пузырьков, кото­рые поднимаются в самые верхние участки трубопрово­дов. Именно там, скапливаясь, они и создают воздушные пробки.
Вторая причина — при понижении давления в системе отопления происходит частичное опорожнение системы и все образовавшиеся пустоты уже представляют собой воздушные пробки.
Третья причина — утечки из трубопроводов также спо­собствуют «завоздушиванию» системы в целом. Четвертая причина — ремонт системы трубопроводов и последующая сборка. Здесь избежать вероятности *завоз-душивания» никак не удастся. Практика показывает, что воздух собирается чаще всего в отопительных приборах, установленных на верхних этажах. Обычно в верхних точ­ках систем отопления устанавливаются специальные уст­ройства для удаления воздуха.

2. Определение места образования воздушных пробок.

При поиске места образования воздушной пробки простуки­вают легким молотком трубы и отопительные приборы. В местах расположения воздушных пробок звук становится более сильным и звонким. При данном дефекте необхо­димо, прежде всего, проверить правильность уклонов трубопроводов ватерпасом, уровнем.

3. Временное снижение температуры отопительных прибо­ров.

Иногда можно наблюдать временное снижение тем­пературы отопительных приборов. Причиной такого яв­ления может быть наличие в системе отопления блуж­дающих воздушных пробок, возникающих в результате неисправности или конструктивных недостатков возду-хосборных устройств. В этом случае в местах возможного скопления воздуха устанавливают дополнительные воз­духосборники. Воздух может собираться также в отопи­тельных приборах, чаше всего в приборах, установлен­ных на верхних этажах.

4. Воздушные пробки в местах перегибов трубопроводов.
Воздушные пробки могут образоваться в местах переги­бов трубопровода. Поэтому при монтаже системы необ­ходимо соблюдать величину и направление уклонов раз­водящих трубопроводов. Если по каким-либо конструк­тивным причинам уклон трубопровода отличается от проектного или труба имеет «петлю», то в таких местах устанавливают дополнительные воздухоспускные вен­тили.

5. Ликвидация воздушных пробок.

Воздушные пробки ли­квидируют путем открывания воздухоспускных кранов до тех пор, пока весь воздух не будет удален из системы. Та­кой способ удаления воздуха повторяют несколько раз, особенно на загрязненных системах.

Неправильный монтаж труб

1. Причина. Причин здесь может быть целый рад. По при­чине неправильного монтажа может быть сужение пло­щади сечения труб. Это происходит при врезке ответвле­ний, использовании труб с длинной резьбой, которая при ввертывании ее в тройник перекрывает сечение тру­бы, наплывах металла в местах сварки труб, попадания посторонних предметов при сборке труб. Арматура раз­личных типов имеет определенное направление прохода теплоносителя, что показано на корпусе арматуры стрел­кой. Пропуск воды в обратном направлении приводит к порче арматуры и уменьшению площади проходного се­чения. И, конечно, несоблюдение расчетных уклонов тру­бопровода. Этот момент никогда не следует упускать из вида.

2. Устранение ошибок в монтаже. Ошибки в монтаже мож­но ликвидировать своими силами, но здесь желательно наличие определенных навыков. Если достаточной уве­ренности нет, лучше всего вызывать специалиста. В лю­бом случае необходимо будет разбирать трубопровод, необходимость слесарных работ и знание условных обо­значений очевидна. Конечно, такая операция, как под­тяжка уплотнительных соединений может и должна быть выполнена самим пользователем.
Не советуем самостоятельно подключать дополнитель­ные отопительные приборы. Вы можете нарушить всю схему отопления, которая была предусмотрена проектом. Вызов специалиста оправдает себя, т.к. в противном слу­чае потери будут несоизмеримо больше.

Нарушение герметичности системы

Эта неисправность приводит к утечке теплоноси­теля, что при несвоевременном ее устранении может вызвать аварийную ситуацию и привести к большим материальным затратам на ее ликвидацию.

1. Причины. В трубопроводах нарушение герметичности происходит из-за коррозии труб, вызывающей разрушение металла, образование сквозных отверстий (свищей) и разрыв труб. Коррозия усиливается также при заполне­нии системы водопроводной (недеарпрованной) водой.
В начале отопительного сезона обычно делается опрсс-совка системы, которая с большой долей вероятности позволит судить о состоянии отопительных трубопрово­дов вообще.
Протечки могут возникать в местах изгиба труб, через тре­щины, образующиеся при неправильной гибке. Места утечек ликвидируют заделкой дефектных мест, заменой неисправных участков. Наряду с этими способами приме­няют склеивание с помощью стеклоткани, пропитанной эпоксидным клеем, что особенно эффективно при со­единении труб с антикоррозионным покрытием и тонко­стенных труб.
Оперативная, но временная мера при ликвидации утечки
на участках трубопроводов с 0 не более 150 мм, в кото­рых циркулирует теплоноситель с невысоким давлением и температурой,— установка хомутов на поврежденном участке трубопровода. Этот способ применяют, когда не­возможно отключить поврежденный участок и опорож­нить трубопровод. Однако его нельзя использовать для ли­квидации утечек на резьбовых, сварных соединениях на коленах. Как только возникает возможность откчючить поврежденный участок трубопровода, снимают и произ­водят ремонт. После проведения ремонта трубопровода его испытывают на герметичность.
Утечка теплоносителя в резьбовом соединении, как пра­вило, происходит из-за некачественного уплотнения, вы­полненного при монтаже в стонах между муфтами и контргайками, трещин в соединениях, сорванных и глу­боко прорезанных р’ёзьбах. После выяснения причины утечки резьбовое соединение либо перебирают, выпол­няя уплотнение заново, либо заменяют его.
Зо фланцевых соединениях утечка происходит в результа­те слабой затяжки болтов, старения прокладки, выпол­нения ее из некачественного материала, перекоса во фланцах. Если при подтяжке болтов течь во фланцевом соединении не устраняется, то прокладку заменяют.
В сварном соединении утечка может быть вызвана низким качеством сварки, которое выявляется при температурных удлинениях. Эту неисправность устраняют дополни­тельной под вар кой дефектного стыка.

1. Ремонт. Если не работает полотенцесушитель только в Вашей квартире, можно провести ремонт без вызова сле­саря. Для этого необходимо снять полотенцесушитель с креплений, предварительно закрыв вентиль стояка горя­чей воды (в подвале или на этаже). Сняв полотенцесуши­тель, обязательно поставьте заглушки в трубы, чтобы не лишать другие квартиры, имеющие отводы от данного участка стояка горячей воды, пока Вы будете ремонтиро­вать полотенцесушитель.

2. Прочистка. Если обнаружен засор (отложение солей же­сткости), то есть два вида прочистки полотенцесуши-теля:
Первый — выкрутите с полотенцесушителя футорки-пе-реходы со стонами и удалите с них весь шлам. Затем про­волокой или тросиком прочистите сам полотенцесуши­тель. Для удаления твердого шлама полотенцесушитель слегка обстучите. Установите на подмотке стоны и футор-ки. Подсоедините к одному из сгонов шланг, второй ко­нец шланга подсоедините к изливу крана-смесителя. Про­мойте полотенцесушитель.
Второй — поставьте полотенцесушитель стонами вверх и залейте в него концентрированную соляную кислоту для умягчения твердых осадков солей. Слейте соляную кисло­ту и промойте полотенцесушитель. Прочистку полотен­цесушителя этим способом целесообразно проводить на улице. После прочистки полотенцесушителя закройте вен­тили на стояке, снимите заглушки или перемычку и по­ставьте полотенцесушитель на место. Откройте вентили на стояке — полотенцесушитель должен заработать. Если же установлено, что не работают все полетенцесушители на всех стояках в доме, необходимо вызвать слесаря. В слу­чае же, сели не работают все полотенцесушители на од­ном конкретном стояке, можно ликвидировать неисправ­ность и самому, хотя это сложнее, чем в случае ремонта только своего полотенцесушителя.

3. Замена вентилей. В этом случае сначала проверьте ис­правность вентилей на стояке и в случае их неисправно­сти замените их. Для замены вентилей закройте задвижки и откройте спускники на вводе горячей воды в дом, слей­те воду из системы горячего водоснабжения дома. Откру­тите головку из корпусов вентилей на стояках горячего водоснабжения и замените их на исправные. Если голов­ка не откручивается без подогрева газосваркой, то разбе­рите сгон и смените целиком вентиль, если нужно, то замените и сгон. После замены вентилей закройте спуск­ники и откройте задвижки на вводе горячей воды в сис­тему горячего водоснабжения дома. Если полотен цесуши-тели не работали из-за неисправных вентилей, то после их замены они заработают.

4. Промывка горячей водой. Если это не помогло и поло-тенцесушитсли снова не работают, его необходимо про­мыть горячей водой. Для этого закройте вентиль и открой­те заглушку на спускиике циркуляционной линии стояка. Через спускник выйдет шлам и потечет горячая вода. За­крутите заглушку и откройте вентиль на циркуляционной линии. Полотенцссушители должны заработать. Если го­рячая вода через спускник 1Шркуляционной линии стоя­ка не течет, то это свидетельствует о засоре полотенцесу-шителей или подводок к ним. Для устранения засора закройте вентиль на стояке подачи горячей воды, произ­ведите демонтаж полотенцесушителей с последующей их прочисткой. Способы прочистки полотенцесушителя опи­саны выше.

5. Прочистка подводки. Затруднение может вызвать про­чистка подводки к полотенцесушитслям и особенно вер­тикальней ее части. Горизонтальный участок прочистите коротким прутком или проволокой. После прочистки про­мойте проводку с помощью шланга, подсоединенного к изливу крана-смсситсля. Установите полотенцесушитель на место. Операции по прочистке выполните со всеми полотенцесушителями и подводками к ним. Откройте вентиль на подаче горячей воды, закрутите заглушку на спускнике и откройте вентиль на циркуляционной линии. Полотенцесушители должны заработать.

Совет:
Резьбовое соединение, находящееся в длительной эксплуатации, очень сложно демонтировать из-за коррозии и засыхания краски.

Ремонт системы отопления: типичные неисправности и их устранение

Основным фактором, свидетельствующим о неудовлетворительной работе системы отопления, является непрогрев отопительных приборов. Причины непрогрева могут быть как проектного и монтажного характера, так и неграмотной эксплуатации системы отопления.

Неудовлетворительная работа системы отопления может быть вызвана следующими причинами:
— неисправность узла управления;
— несоответствие диаметров дроссельных шайб расчетным значениям;
— недостаточный уровень теплоносителя в системе;
— недостаточный напор теплоносителя в системе;
— засоры в системе;
— понижение температуры в отапливаемых помещениях nolP сравнению с расчетными значениями;
— наличие воздуха и воздушных пробок;
— неверные проектные решения;
— некачественный монтаж системы;
— замораживание труб и отопительных приборов;
— нарушение герметичности элементов системы.

Читать еще:  Какой размер облицовочного кирпича желтого доступен на рынке стройматериалов?

В системах водяного отопления в узлах управления применяется элеватор, неудовлетворительная работа которого может быть вызвана плохим качеством изготовления отдельных его узлов, неправильной сборкой, неправильным расчетом диаметра сопла элеватора и частичным засором сопла. Этот засор можно устранить, пропуская через сопло воду — сопло очищается за счет статического напора системы отопления. При работе элеватора может создаваться значительный шум из-за наличия трещин, заусенцев и неровностей в выходной части сопла, из-за перекосов или при гашении в сопле большого напора. Избыточный напор через сопло дросселируется регулятором расхода. Неисправность элеватора можно обнаружить по перепаду температуры до и после него. Если температура значительно отличается от расчетной, указанной в температурном графике, то элеватор неисправен. При незначительном отличии температуры, измеренной до элеватора, от температуры, измеренной после элеватора, завышен диаметр сопла элеватора.

Неисправность регулятора расхода приводит к изменению расхода теплоносителя по сравнению с расчетным. Это определяется по изменению температуры в подающем и обратном трубопроводах. Регулятор расхода ремонтируется, и осуществляется его наладка.

При независимой схеме присоединения системы отопления к наружным тепловым сетям неисправности насосного узла управления могут быть вызваны неисправностью насосов, водонагревателей, запорной и предохранительной арматуры, утечками в оборудовании и трубопроводах, неисправностью регуляторов. К неисправностям насосов относятся разрушение эластичных муфт соединения валов электродвигателя и насоса, разрушение подшипников и посадочных мест под подшипник, износ лопастей рабочего колеса и срыв рабочего колеса с вала, свищи и трещины на корпусе, утечки через сальниковые уплотнения. Все неисправности ликвидируются ремонтом. При появлении свищей и трещин в корпусе насоса его заменяют.

Неисправности водонагревателей появляются в результате нарушения герметичности развальцовки труб в трубной решетке, разрыва труб, их зарастания, слипания трубного пучка, появления свищей и трещин в корпусе водонагревателя. Нарушение герметичности развальцовки труб определяется по постоянной утечке воды при открывании спускных кранов на водонагревателе или грязевиках. Неисправности труб устраняются ремонтом или их заменой.

Зарастание труб определяется по увеличению перепада давления на водонагревателе. При зарастании трубы прочищают или промывают.

Слипание трубного пучка вызывается неправильной установкой секции водонагревателя или разрушением поддерживающих полок внутри его корпуса. Слипание трубного пучка приводит к провисанию труб и снижению температуры теплоносителя в обратном трубопроводе тепловой сети. Секцию со слипшимся трубным пучком необходимо заменить.

Уровень воды в системе проверяют в высших точках системы, а также по показанию манометра.

Удаление воздуха из системы производится при остановленных насосах через 10—15 мин после остановки через воздушные краны.

Засоры возникают в результате попадания грязи в систему при неисправных грязевиках и при отложении продуктов коррозии на внутренней поверхности труб. Засор грязевика определяется по показаниям манометров, установленных до и после него, по увеличению перепада давления. Ликвидируется засор грязевика отводом грязи через спускные краны в нижней части. Если таким способом засор не устраняется, то грязевик разбирается и очищаются сетки и внутренние поверхности.

В системе отопления засоры чаще всего образуются в местах изменения направления движения теплоносителя (крестовинах, тройниках, отводах), местах установки запорно-регулирующей арматуры, сужения сечений труб, в местах значительного снижения скорости движения теплоносителя (в отопительных приборах, проточных воздухосборниках). Для предупреждения засоров необходимо регулярно проводить обслуживание грязевиков, установленных в тепловом пункте здания. При засоре стояка увеличивается сопротивление участков системы отопления и сокращается расход теплоносителя на этих участках, вследствие чего снижаются средние температуры отопительных приборов. При засорах подводок или отопительных приборов понижается температура на поверхности этих приборов, при этом весь стояк системы отопления прогревается нормально.

Обнаружить засоры можно температурным и акустическим способами. При температурном способе на участке измеряют температуру жидкостными или электронными термометрами (термощупами). В однотрубных системах отыскание засора температурным способом положительных результатов не дает, так как теплоноситель остывает равномерно по всей высоте стояка. Для однотрубных систем целесообразно использовать второй способ, при котором происходит прослушивание системы. В местах засоров происходит сужение сечения, в результате увеличивается скорость движения теплоносителя, что приводит к увеличению шума. Для прослушивания используется течеискатель, который состоит из усилителя, блока питания, индикатора, щупа и наушников. Проходя вдоль трубы и прижимая щуп к ее поверхности, прослушивают шум в наушниках. Возрастание уровня шума свидетельствует о возможном засоре, для точного определения места засора пользуются индикатором. Для этого снимают показания до и после засора и производят построения. После определения места засора его устраняют гидравлической, гидропневматической промывкой или прочисткой. Перед промывкой всю систему осматривают, проверяют ее герметичность и прочищают грязевики.

Гидравлическая промывка осуществляется за счет создания больших скоростей постоянного потока воды. При гидравлической промывке устраняются засоры, образованные легкими частицами. Но на участках, где скорость движения воды невелика, устранить засор таким способом чаще всего нельзя, так как тяжелые частицы из-за малой скорости оседают. В этом случае целесообразнее использовать гидропневматическую промывку, которая производится подачей сжатого воздуха в трубопроводы, заполненные водой. При этом повышается скорость водовоздушной смеси и создается поток большой турбулентности, в результате отложения разрыхляются и выносятся из системы.

Для подачи воды и сжатого воздуха в подающий трубопровод врезают патрубки диаметром 20—40 мм с кранами, обратными клапанами и манометрами. Патрубок для подачи воды врезается до элеватора, патрубок для подачи сжатого воздуха — после элеватора. Для сброса воды в обратный трубопровод врезают спускной патрубок или используют существующие спускные краны. При промывке систем отопления с элеватором конус и стакан элеватора должны быть предварительно удалены. Сжатый воздух в систему подается компрессором производительностью 3—6 м3/мин. Гидропневматическую промывку системы проводят одним из двух способов: проточным или наполнением.

В зависимости от конструкции системы отопления и степени ее загрязнения промывают стояки, группы стояков, участки или полностью всю систему. Обычно промывают от 2 до 5 стояков одновременно, при этом все остальные стояки отключают. При промывке необходимо постоянно контролировать по манометрам давление подаваемых воды и воздуха, которое должно быть одинаковым.

При невозможности удаления засора промывкой используют прочистку трубопроводов с помощью толстой упругой проволоки, для этого отключается прочищаемый участок и из него спускается вода. Разрыхленную грязь удаляют ершом или водой.

Понижение температуры в помещении может быть вызвано следующими причинами: нарушением циркуляции теплоносителя, неисправностью узла управления, самовольным подключением дополнительных отопительных приборов.

При снижении температуры в помещениях в первую очередь необходимо по термометру проверить температуру теплоносителя, подаваемого в систему отопления. Если температура теплоносителя ниже требуемой, то неисправность следует искать в узле управления. Если температура теплоносителя соответствует нормативной, то неисправность системы отопления заключается в нарушении циркуляции теплоносителя или в неправильном регулировании системы.

Нарушение циркуляции теплоносителя происходит при полном или частичном засоре стояка и подводки к отопительному прибору, попадании воздуха в систему («завоздушивание» системы), замораживании системы, ошибках при монтаже труб, арматуры, ее неисправности, регулировке системы, понижении давления из-за утечек воды. Завоздушивание системы можно устранить путем открывания воздушных кранов.

Замораживание труб и отопительных приборов происходит в зимний период при остановках и пусках системы отопления. Для устранения этой неисправности применяют горячую воду, пар и электропрогрев. Разрешается отогревать трубы и отопительные приборы в железобетонных сооружениях, если полы и стены не деревянные, паяльными лампами и газосварочными горелками.

Из всех способов чаще всего используют отогрев горячей водой, для чего замороженные участки труб и отопительные приборы обертывают тканью, а затем поливают горячей водой. При применении этого способа тратится большое количество горячей воды, при этом вода попадает на пол и стены помещения, увлажняя строительные конструкции.

Отогрев паром требует отсоединения замороженного участка, но позволяет отогревать трубопроводы без снятия тепловой изоляции. Обычно паром отогревают трубы в производственных помещениях.

Для отогрева скрытых трубопроводов используют их электропрогрев установками переменного тока. Отогрев производится током 200—400 А при напряжении не более 36 В. Отогреваемый участок должен быть отсоединен и изолирован от системы отопления. Установки с постоянным током не используются во избежание коррозии трубопроводов.

Отогрев паяльными лампами и газовыми горелками является пожароопасным, поэтому необходимо соблюдать повышенные меры предосторожности.

При отогреве трубопроводов и отопительных приборов любым из перечисленных методов необходимо помнить, что неповрежденные замороженные участки должны отогреваться по ходу движения воды, так как в этом случае отогрев ускоряется за счет ее циркуляции. Отогревать начинают с границы замершей части системы, в противном случае можно повредить трубу или прибор. Стояки обычно отогревают снизу, обеспечивая тем самым местную циркуляцию и удаление оттаявшей воды. В однотрубной системе с замыкающими участками после отогрева стояка отогревают подводки к отопительным приборам и у каждого прибора ближнюю к стояку часть. Остальная часть отопительного прибора будет отогрета циркулирующей водой.

Ошибки при монтаже трубопроводов и арматуры могут привести к уменьшению площади сечения потока и к нарушению циркуляции.

Неравномерный прогрев отопительных приборов происходит при разрегулировании системы отопления, при этом необходимо отрегулировать систему. Утечки теплоносителя из системы приводят к понижению в ней давления.

Нарушение герметичности элементов системы отопления приводит к утечке теплоносителя. В трубопроводах нарушение герметичности происходит из-за коррозии, которая увеличивается в процессе эксплуатации, если система отопления не промывается, а также при попадании в теплоноситель кислорода воздуха при заполнении системы водопроводной недеаэрированной водой и частом опорожнении системы. Нарушение герметичности может возникать в местах изгиба труб при неправильной гибке. Места утечек ликвидируются сваркой, заменой, склеиванием с помощью стеклоткани, пропитанной эпоксидным клеем, а также установкой хомутов. Хомуты используют для прямых участков трубопроводов с D не более 150 мм с невысоким давлением и температурой в случае, когда невозможно отключить поврежденный участок и опорожнить трубопровод. При возможности хомут снимается и участок ремонтируется.

В резьбовых соединениях утечки ликвидируют, как правило, заменой уплотнения. Во фланцевых соединениях утечки устраняются подтяжкой болтов или заменой прокладки. В сварном соединении утечки вызваны низким качеством сварки, в этом случае производится дополнительная подварка дефектного стыка.

Неисправности трубопроводов, отопительных приборов и их сопряжений в системе отопления устраняются незамедлительно. Неполадки, которые не оказывают существенного влияния на работу системы и не могут быть устранены незамедлительно, отмечаются в дефектных ведомостях, включаются в план текущего или капитального ремонта и устраняются в летнее время при подготовке к следующему отопительному сезону.

Руководство по поиску неисправностей в системе отопления (часть1)

Автор: Дмитрий Белкин

«Сделали новую систему отопления — одна ветвь греет замечательно, а вторая чуть теплая. Что делать?» «Заменили полотенцесушитель, а он холодный. Что делать?» «Для увеличения скорости циркуляции поставили насос, а он не помог! Что делать?»

Назрела. Назрела необходимость в подробном ответе на все эти вопросы. Именно поэтому я и хочу в этой статье дать наиподробнейшее руководство по поиску неисправностей любых водяных систем отопления. Руководство это вполне может пригодиться и тем, кто собирается делать новую или переделывать старую систему отопления.

Поиск неисправностей в системе отопления — дело не сложное. Нужно просто представлять себе, как вода течет по трубам, и что ей может в этом деле препятствовать. Этому вопросу, посвящено, кстати, несколько моих работ. Здесь, я надеюсь, прошлый опыт будет обобщен и усилен иллюстрациями.

В самом простом случае система отопления представляет собой систему, включающую в себя водяной котел, радиаторы, расширительный бачок. Все эти приборы соединены трубами таким образом, что получается кольцо. Описываемая простейшая схема изображена на следующем рисунке

Приведенная схема вполне реальна. Ее вполне можно использовать для небольших помещений. Например, для гаража. Но это сейчас не главное. Главное, чтобы у всех заинтересованных лиц было очень четкое понимание того, как эта схема работает. А работает она следующим образом.

  1. Система полностью залита жидкостью. Об этом говорит тот факт, что в наш расширительный бачок где-то на четверть объема полон водой.
  2. Мы включаем котел в сеть, или зажигаем в нем газ, или подкидываем дров. В результате вода в котле начинает нагреваться. Тут надо сказать, что котел у нас состоит из значительной по объему емкости с водой, например 100 литров. Минут, эдак, через 10 вода в котле довольно сильно нагревается и увеличивается в объеме. Излишек воды наполняет расширительный бачок.
  3. Если мы построили систему по всем правилам, нагретая вода начинает подниматься вверх по трубе, выходящей из котла. Поскольку система полностью залита водой, горячая вода вытесняет холодную Куда девается холодная? Правильно! Она попадает в котел снизу. Постепенно система нагревается полностью и радиатор у нас становится горячий.
  4. Ура! (но если бы все было так просто. )

Теперь давайте предположим, что радиатор у нас совершенно холодный. То есть абсолютно. Что мы должны сделать дальше? Заметьте, это уже руководство пошло! Теория выше осталась. ВНИМАНИЕ! Мы должны подойти к нашему котлу и пощупать его .

И вот здесь я, по своему недавно приобретенному обыкновению автора статей на сайте Белкин-лабз точка ру буду делать свой текст непригодным для интернет-воров хороших и полезных статей. Короче говоря, что делать, если у вас не заводится автомобиль? Берем инструкцию и читаем: «Если автомобиль не заводится, проверьте, есть ли в нем бензин». А что делать, если не включается компьютер с утра? Правильно! Проверьте, включен ли провод в розетку. На самом деле, это не праздные слова для отвода глаз. В этом великий принцип «от простого к сложному» Меня он лично множество раз выручал. Поэтому прошу вас! Не считайте приведенные выше инструкции издевательством! Пощупайте котел и убедитесь в том, что он горячий ! Если эту статью читают люди, которые не могут пощупать котел, либо щупают, но он холодный, то обратитесь к инструкции на котел. Возможно на нем есть некий указатель температуры, которым можно воспользоваться вместо доброй старой и чувствительной ладони.

Пощупали. Котел горячий. Что делаем дальше?

Щупаем трубу в месте, выхода ее из котла. Метка 1 на схеме .

  • Труба горячая. Это хороший знак. Он означает, что циркуляция есть и довольно сильная!
  • Труба абсолютно холодная. Это означает, что циркуляции в системе нет вообще.
  • Труба теплая. Это означает, что циркуляция есть, но очень слабая.

Кстати, в приведенной схеме не может быть случая, когда батарея холодная, а труба в метке 1 горячая. Это не возможно. Догадайтесь сами почему. А вот остальные 2 случая вполне возможны. На них и заострим наше внимание.

Если труба холодная, значит что-то мешает циркуляции воды и перекрывает ее полностью. Как найти причину?

Здесь тоже вполне ограниченное количество вариантов.

  • Котел слишком высоко по отношению к радиаторам либо слишком короткий стояк, что одно и то же. Дело в том, что естественная циркуляция возможна только при значительном перепаде высот между котлом и радиаторами. Чем меньше перепад высот, тем больше должен быть диаметр труб. Но это, на самом деле, случай замедленной циркуляции. Труба должна быть теплой или чуть теплой.
  • Не работает циркуляционный насос. Тоже труба должна быть чуть теплой, то есть не совсем наш случай.
  • Пробка. Труба засорилась (такой случай трудно себе представить) или замерзла в одном месте (а вот такое у меня один раз было)
  • Образование пузырей — по опыту основная причина отсутствия циркуляции.

Если засор — разбирайте систему и прочищайте. Если мороз — грейте. Но сначала прочитайте руководство про пузыри. И вот тут я опять вспоминаю случай из детства. Дело в том, что я жил в довольно состоятельной семье и у меня всегда был автомобиль. Ровно в 18 лет я сказал родителям, что собираюсь купить себе мотоцикл и мама настояла на том, чтобы я вместо этого получил права на автомобиль и ездил на нем тогда, когда захочу. По понятным причинам я согласился. При социализме таких мотоциклов как сейчас не было, а машина — это круто. И вот ездил я на машине и чуть что — лазил в карбюратор. Разбирал, чистил, собирал и ждал увеличения мощности. Но через некоторое время я понял, что на 10 случаев падения мощности только в одном случае дело заключалось в карбюраторе, а в 9-ти случаях дело было в зажигании. И я зарекся лазить в карбюратор вообще! И пользуюсь этим замечательным правилом до сих пор. С одним только уточнением. Если на карбюратор поставить действительно качественный фильтр, и менять его регулярно, то карбюратор свободно ходит 40-50 тысяч и без ремонта и без настройки. Но это правило ушло в прошлое вместе с карбюраторами (а жаль). Так и с пузырями. Кажется, что уже все проверил. Кроме засора и думать уже не на что! Но нет! Стоит вспомнить правило карбюратора, и точно! Старые добрые пузыри!

В связи с этим опять немного теории. Дело в том, что мы заливаем в систему отопления «живую» воду. На языке людей, которые консультируют застройщиков по вопросам отопления, а особенно хорошо делают это на сайте belkin-labs.ru, это означает, что вода содержит воздух. Налейте воды в трехлитровую банку и поставьте в хорошо освещенное место. Через некоторое время вы увидите пузырьки воздуха, которые образуются на стенках. Почему нам надо было поставить банку именно в хорошо освещенное место? Только лишь потому, что в плохо освещенном месте пузырьки на стенках банки можно не заметить, да и вообще, вампиры мы что ли, чтобы по темным комнатам прятаться? В системе отопления воздух постепенно выходит из воды и она превращается в мертвую воду. Мертвая вода характеризуется тем, что в ней замедлены процессы коррозии. Поэтому запрещено сливать воду из радиаторов и держать их пустыми (написано в инструкции к радиаторам). К сожалению, воздух выходит из воды постепенно. Примерно за год. Все это время он превращается в пузыри, которые мешают циркуляции. На практике все выглядит еще сложнее. Похоже, что воздух в системе отопления образуется постоянно и этот процесс никогда не кончается. Поэтому тех, кто считает, что вот сейчас спущу, дескать, пузыри и все, отмучился — хочу расстроить. Не отмучаетесь никогда! Но мертвую воду при этом советую экономить и не сливать зря.

Пузыри в воде движутся снизу вверх. Это значит, что рано или поздно воздух появится в самой верхней точке вашего отопления. Если этот воздух оттуда не выйдет, то он полностью предотвратит циркуляцию воды в системе. Прогнать воздух в системе в другое место можно только большим напором воды. Ни естественной циркуляцией, ни циркуляционным насосом воздух в системе переместить нельзя .

Для правильного выхода пузырей в системе нужны правильные уклоны труб. Вот иллюстрация правильных уклонов:

Если пузырь образуется в котле, он выйдет через стояк, пройдет по трубе с уклоном вверх и булькнет в расширительном бачке. В радиаторах тоже могут образовываться пузыри. Если система вашего отопления совсем убогая и в радиаторы нельзя вкрутить клапан для спуска воздуха, то и его (радиатор) нужно ставить с уклоном для выхода пузырей вверх.

Заметьте, в случае с клапаном радиатор становится сборщиком воздуха. Однако это не страшно, поскольку спуск воздуха через клапан — процедура простая и приятная. С другой стороны, если вы используете радиаторы без клапанов, в них все равно будет воздух при заполнении системы и вам придется ощутимо долго ждать, пока воздух выйдет. Все зависит от уклона, с которым установлен радиатор. Вы же не будете ставить их с такими же уклонами, как на схеме!

Можно ли устанавливать радиаторы строго горизонтально? Можно, но как показывает опыт, хоть миллиметр уклона, но нужно делать. И только с клапанами. Радиатор без клапанов — кошмар и большой геморрой.

Из вышеприведенных схем должно быть абсолютно понятно, что для построения системы отопления нужно использовать только прямые трубы . Никаких заумных петель и обводов! Только прямые трубы и уровень для проверки их уклона!

Вот такая схема рано или поздно предотвратит циркуляцию воды через полотенцесушитель , и он будет холодный , притом вечно, ибо воздух из него убрать очень трудно, практически невозможно:

Как ставить полотенцесушитель? Так, чтобы воздух выходил. В нормальных полотенцесушителях это возможно. Спускать воздух из него можно, откручивая немного накидные гайки его крепления. Что такое «нормальный» полотенцесушитель? Смотрите на следующих схемах.

Напоминаю, мы рассматриваем простейшую схему отопления и тот случай, когда циркуляции в системе нет вообще. Определили мы это, пощупав стояк недалеко от выхода от котла. Больше нигде мы температуру не щупали, поскольку это бесполезно. Итак все ясно.

Вопрос о замедленной циркуляции (труба теплая) мы рассмотрим в следующей статье.

Основные неисправности отопительных систем

Одним из основных показателей неудовлетвори­тельной работе системы отопления является непрогрев отопи­тельных приборов.

Неудовлетворительная работа системы отопления может быть вызвана следующими причинами:

—неисправность узла управления;

—несоответствие диаметров дроссельных шайб расчетным значениям;

—недостаточный уровень теплоносителя в системе;

—недостаточный напор теплоносителя в системе;

—засоры в системе;

—понижение температуры в отапливаемых помещениях по сравнению с расчетными значениями;

—наличие воздуха и воздушных пробок;

—неверные проектные решения;

—некачественный монтаж системы;

—замораживание труб и отопительных приборов;

—нарушение герметичности элементов системы.

В системах водяного отопления в узлах управления применя­ется элеватор, неудовлетворительная работа которого может быть вызвана плохим качеством изготовления отдельных его узлов, неправильной сборкой, неправильным расчетом диаметра сопла элеватора и частичным засором сопла. Этот засор можно устра­нить, пропуская через сопло воду — сопло очищается за счет ста­тического напора системы отопления.

При работе элеватора может создаваться значительный шум из-за наличия трещин, зау­сенцев и неровностей в выходной части сопла, из-за перекосов или при гашении в сопле большого напора. Избыточный напор через сопло дросселируется регулятором расхода. Неисправность элеватора можно обнаружить по перепаду температуры до и пос­ле него. Если температура значительно отличается от расчетной, указанной в температурном графике, то элеватор неисправен. При незначительном отличии температуры, измеренной до элеватора, от температуры, измеренной после элеватора, завышен диаметр сопла элеватора.

Неисправность регулятора расхода приводит к изменению рас­хода теплоносителя по сравнению с расчетным. Это определяется по изменению температуры в подающем и обратном трубопроводах. Регулятор расхода ремонтируется, и осуществляется его наладка.

При независимой схеме присоединения системы отопления к наружным тепловым сетям неисправности насосного узла уп­равления могут быть вызваны неисправностью насосов, водо­нагревателей, запорной и предохранительной арматуры, утечка­ми в оборудовании и трубопроводах, неисправностью регулято­ров. К неисправностям насосов относятся разрушение эластичных муфт соединения валов электродвигателя и насоса, разрушение подшипников и посадочных мест под подшипник, износ лопас­тей рабочего колеса и срыв рабочего колеса с вала, свищи и тре­щины на корпусе, утечки через сальниковые уплотнения. Все не­исправности ликвидируются ремонтом. При появлении свищей и трещин в корпусе насоса его заменяют.

Неисправности водонагревателей появляются в результате на­рушения герметичности развальцовки труб в трубной решетке, разрыва труб, их зарастания, слипания трубного пучка, появле­ния свищей и трещин в корпусе водонагревателя. Нарушение герметичности развальцовки труб определяется по постоянной утечке воды при открывании спускных кранов на водонагрева­теле или грязевиках. Неисправности труб устраняются ремонтом или их заменой.

Зарастание труб определяется по увеличению перепада давле­ния на водонагревателе. При зарастании трубы прочищают или промывают.

Слипание трубного пучка вызывается неправильной установ­кой секции водонагревателя или разрушением поддерживающих полок внутри его корпуса. Слипание трубного пучка приводит к провисанию труб и снижению температуры теплоносителя в об­ратном трубопроводе тепловой сети. Секцию со слипшимся труб­ным пучком необходимо заменить

Уровень воды в системе проверяют в высших точках системы, а также по показанию манометра.

Удаление воздуха из системы производится при остановленных насосах через 10—15 мин после остановки через воздушные краны.

Засоры возникают в результате попадания грязи в систему при неисправных грязевиках и при отложении продуктов коррозии на внутренней поверхности труб. Засор грязевика определяется по показаниям манометров, установленных до и после него, по уве­личению перепада давления. Ликвидируется засор грязевика от­жению грязи через спускные краны в нижней части. Если таким способом засор не устраняется, то грязевик разбирается и очища­ются сетки и внутренние поверхности.

В системе отопления засоры чаще всего образуются в местах изменения направления движения теплоносителя (крестовинах, тройниках, отводах), местах установки запорно-регулирующей арматуры, сужения сечений труб, в местах значительного сниже­ния скорости движения теплоносителя (в отопительных прибо­рах, проточных воздухосборниках). Для предупреждения засоров необходимо регулярно проводить обслуживание грязевиков, ус­тановленных в тепловом пункте здания.

Обнаружить засоры можно температурным и акустическим способами. При температурном способе на участке измеряют температуру жидкостными или электронными термометрами (термощупами). Для однотрубных систем целесообразно использовать второй способ, при котором происходит прослушивание системы. В местах засо­ров происходит сужение сечения, в результате увеличивается ско­рость движения теплоносителя, что приводит к увеличению шума. Для прослушивания используется течеискатель, который состо­ит из усилителя, блока питания, индикатора, щупа и наушников. Проходя вдоль трубы и прижимая щуп к ее поверхности, прослу­шивают шум в наушниках. Возрастание уровня шума свидетель­ствует о возможном засоре, для точного определения места засо­ра пользуются индикатором. Для этого снимают показания до

и после засора и производят построения. После определения места засора его устраняют гидравлической, гидропневматической про­мывкой или прочисткой. Перед промывкой всю систему осмат­ривают, проверяют ее герметичность и прочищают грязевики.

Гидравлическая промывка осуществляется за счет создания больших скоростей постоянного потока воды. При гидравличес­кой промывке устраняются засоры, образованные легкими час­тицами. Но на участках, где скорость движения воды невелика, устранить засор таким способом чаще всего нельзя, так как тя­желые частицы из-за малой скорости оседают. В этом случае це­лесообразнее использовать гидропневматическую промывку, ко­торая производится подачей сжатого воздуха в трубопроводы, за­полненные водой. При этом повышается скорость водовоздушной смеси и создается поток большой турбулентности, в результате отложения разрыхляются и выносятся из системы.

Понижение температуры в помещении может быть вызвано следующими причинами: нарушением циркуляции теплоносите­ля, неисправностью узла управления, самовольным подключени­ем дополнительных отопительных приборов.

При снижении температуры в помещениях в первую очередь необходимо по термометру проверить температуру теплоносителя, подаваемого в систему отопления. Если температура теплоно­сителя ниже требуемой, то неисправность следует искать в узле управления. Если температура теплоносителя соответствует нор­мативной, то неисправность системы отопления заключается в на­рушении циркуляции теплоносителя или в неправильном регу­лировании системы.

Нарушение циркуляции теплоносителя происходит при пол­ном или частичном засоре стояка и подводки к отопительному прибору, попадании воздуха в систему («завоздушивание» систе­мы), замораживании системы, ошибках при монтаже труб, арма­туры, ее неисправности, регулировке системы, понижении дав­ления из-за утечек воды. Завоздушивание системы можно устра­нить путем открывания воздушных кранов.

Замораживание труб и отопительных приборов происходит в зимний период при остановках и пусках системы отопления. Для устранения этой неисправности применяют горячую воду, пар и электропрогрев. Разрешается отогревать трубы и отопитель­ные приборы в железобетонных сооружениях, если полы и стены не деревянные, паяльными лампами и газосварочными горелками.

Из всех способов чаще всего используют отогрев горячей во­дой, для чего замороженные участки труб и отопительные при­боры обертывают тканью, а затем поливают горячей водой. При применении этого способа тратится большое количество горячей воды, при этом вода попадает на пол и стены помещения, увлаж­няя строительные конструкции.

Отогрев паром требует отсоединения замороженного участка, но позволяет отогревать трубопроводы без снятия тепловой изо­ляции. Обычно паром отогревают трубы в производственных по­мещениях.

Для отогрева скрытых трубопроводов используют их электро­прогрев установками переменного тока. Отогрев производится током 200—400 А при напряжении не более 36 В. Отогреваемый участок должен быть отсоединен и изолирован от системы ото­пления. Установки с постоянным током не используются во из­бежание коррозии трубопроводов.

Отогрев паяльными лампами и газовыми горелками является пожароопасным, поэтому необходимо соблюдать повышенные меры предосторожности.

Ошибки при монтаже трубопроводов и арматуры могут при­вести к уменьшению площади сечения потока и к нарушению циркуляции.

Неравномерный прогрев отопительных приборов происходит при разрегулировании системы отопления, при этом необходимо отрегулировать систему. Утечки теплоносителя из системы при­водят к понижению в ней давления.

Нарушение герметичности элементов системы отопления при­водит к утечке теплоносителя. В трубопроводах нарушение гер­метичности происходит из-за коррозии, которая увеличивается в процессе эксплуатации, если система отопления не промывает­ся, а также при попадании в теплоноситель кислорода воздуха при заполнении системы водопроводной недеаэрированной водой и частом опорожнении системы. Нарушение герметичности может возникать в местах изгиба труб при неправильной гибке. Места утечек ликвидируются сваркой, заменой, склеиванием с помощью стеклоткани, пропитанной эпоксидным клеем, а также уста­новкой хомутов.

В резьбовых соединениях утечки ликвидируют, как правило, заменой уплотнения. Во фланцевых соединениях утечки устраня­ются подтяжкой болтов или заменой прокладки. В сварном соеди­нении утечки вызваны низким качеством сварки, в этом случае производится дополнительная подварка дефектного стыка.

Дата добавления: 2015-06-04 ; Просмотров: 1522 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Если система не греет, пора браться за её починку! Ремонт отопления в частном доме

Жители частных домов рано или поздно сталкиваются с необходимостью ремонта системы отопления.

Холодная батарея, подтекающая труба, проблемы с котлом — вот только три причины из большого множества, по которым приходится обслуживать отопительный контур.

Некоторые поломки невозможно устранить без привлечения специалистов. Но большинство проблем с подачей тепла без труда решаются своими силами.

Капитальный ремонт системы отопления в частном загородном доме

Залогом бесперебойной работы системы отопления служит её своевременная ревизия и замена отработавших свой срок элементов. Если больше чем половина отопительного контура изношена, то летом самое время устроить капитальный ремонт.

Особенности

Капитальный ремонт предусматривает полную замену оборудования или большей его части. В отопительной системе выделяют следующие узлы:

  • трубы;
  • радиаторы;
  • котёл;
  • дополнительные подсистемы: тёплый пол, насос для циркуляции, расширительный бак.

Работы

Замена газового котла возможна только по согласованию со службой газа. В большинстве случаев, именно работники этой организации и производят смену оборудования. Новый агрегат к старой системе отопления лучше не подключать. Как минимум контур надо тщательно промыть. В некоторых случаях потребуется полное изменение схемы отопления.

Замена радиаторов — задача попроще, чем смена котла. С таким ремонтом хозяин дома вполне сможет справиться самостоятельно. В случае капитальных преобразований нецелесообразно менять одни только батареи, а старые трубы оставлять. Если менять, то всё сразу. Иначе, грязь из старых батарей и труб очень быстро приведёт в негодность новые изделия.

На рынке продаётся множество изделий для устройства отопления. Мастера отдают предпочтение трубам из полипропилена и радиаторам с высокой теплоотдачей. В новой системе предусматриваются краны аварийного отключения для отдельных батарей. Это кажется накладным, однако выручает в случае экстренной замены.

Фото 1. Установленные биметаллические радиаторы и трубы из полипропилена. Дополнительно монтируются краны аварийного отключения.

Во время капитального ремонта отопления, возможно, провести ревизию дополнительных контуров и при технической необходимости — замену. Это касается насоса циркуляции воды и гидрокомпенсатора, при их наличии в системе. Выход оборудования из строя в зимнее время чреват негативными последствиями. У насоса проводится осмотр и контрольный замер давления.

Основные проблемы с отоплением и методы их устранения

При эксплуатации водяной отопительной системы в частном доме могут возникать различные проблемы. Неполадки, которые происходят в обогревательных элементах и арматуре, возможно, устранить своими руками. Некоторые общие проблемы также решаются хозяевами самостоятельно. Задачи, связанные с ремонтом котла, требуют специальных знаний и опыта. Их лучше доверить специалистам.

Батареи плохо работают, не нагреваются

Причин слабого нагрева батарей в частном доме может быть несколько. Основные источники проблемы:

  • В систему отопления попал воздух и образовал пробки.
  • Радиаторы забились грязью и уже не обеспечивают достаточный теплообмен.
  • Давление в системе отопления упало и не продавливает весь контур.
  • Монтаж отопительного оборудования выполнен с нарушениями.
  • Кто-то перекрыл краны у батареи.

Первым делом желательно спустить воздух. В современных радиаторах для этого предусмотрены специальные краны Маевского.

Важно! Следует быть аккуратным с открытием крана. Отодвинуть лишние предметы, подставить под спускное отверстие посудину.

Если выпуск воздуха не помог, то желательно заняться промывкой системы. Откручивается пробка у батареи и подставляется большая ёмкость. Хорошо, если в системе предусмотрен краник для таких случаев. Желательно сливать воду до тех пор, пока жидкость не станет чистой. В особо сложных случаях придётся снять батарею целиком и отдельно промыть под давлением.

Давление в системе отопления частного дома создаётся циркуляционным насосом и расширительным баком. Для поднятия давления часто достаточно открыть вентиль у котла и впустить в систему дополнительное количество теплоносителя. Такая проблема нередко возникает в двухконтурных отопительных приборах.

В случае неправильного монтажа разобраться с проблемой непросто. Лучше пригласить специалистов.

Падает давление

Когда давление периодически падает, то это говорит об одном из трёх явлений:

  • В элементах оборудования образовалась течь.
  • Из системы медленно выходит воздух.
  • Происходит обкатка новых алюминиевых батарей.

Для обнаружения места утечки внимательно осматриваются все части отопительной системы. Там, где вода просачивается наружу, почти всегда появляются следы коррозии или белый соляной налёт. Когда утечка происходит в насосе и элементах котла, обязательно их обследовать. Для проверки расширительного бачка достаточно нажать на ниппель. Брызги из этой части гидрокомпенсатора будут означать, что придётся менять мембрану.

Часто периодическое падение давления в системе связано с неправильным заполнением её теплоносителем. Во время первого запуска или после непредвиденной остановки работы оборудования в систему может попасть воздух. Циркулируя по трубам, воздух будет потихоньку удаляться, и давление будет падать. В этом случае советуют произвести сброс воды в самой удалённой от котла точке при включённой подпитке.

Алюминиевые батареи имеют свойство на начальном этапе своей работы гасить давление. Происходит такой эффект из-за процессов окисления внутри радиаторов.

Разбалансировка

Балансировка в домашней системе отопления необходима для равномерного распределения тепла между радиаторами.

Чётко отбалансировать подачу воды в радиаторы возможно только с помощью специального прибора.

В домашних условиях калибровка идёт по температуре батарей. Подача регулируется кранами. У самой дальней точки вентили открываются полностью, и далее идут к котлу по убыванию мощности струи. На ближайшем к АГВ радиаторе вентиль открывается совсем немного. Процесс выравнивания длительный и весьма утомительный, при отсутствии соответствующего опыта.

Отсутствие циркуляции

Движение теплоносителя в системе отопления реализуется двумя способами: принудительно или посредством конвекционных потоков. Отсутствие циркуляции в контуре приведёт к тому, что батареи будут холодными при исправном котле. Нарушить движение воды по магистрали может поломка насоса или затор в трубах. Причиной пробки служит грязь, воздух в больших количествах, наплывы в местах спайки полипропиленовых труб, наросты из ржавчины внутри стальных конструкций. Иногда циркуляция нарушается ледяной пробкой на участке.

Особенности ремонта оборудования

Ремонт отопительного оборудования требует ответственного подхода.

Починка газового котла

Газовый котёл представляет собой главный и наиболее сложный элемент во всей отопительной системе частного дома. Автоматизация этого оборудования идёт такими темпами, что даже специалисты не успевают отслеживать все нововведения. Тем не менее первичную диагностику и устранение мелких неисправностей, реально выполнить своими руками.

Фото 2. Процесс ремонта газового отопительного котла. Работы должны выполняться только квалифицированным специалистом.

Большая часть неполадок котлов, которые возможно устранить самостоятельно, описана в паспорте оборудования.

Поломки котла, которые ремонтируются самостоятельно:

  • Сбои в работе котла вызванные перепадами напряжения в электрической сети. Для устранения котёл подключить через стабилизатор или источник бесперебойного питания.
  • Давление упало, котёл остановился и не включается. Поднятие давления в системе до нормы происходит путём открывания краника подачи воды.
  • Выключение котла из-за перегрева. Теплообменник засорился снаружи. Поможет полное обесточивание отопительного прибора и очистка теплообменника с помощью щёточки и пылесоса.

Важно! Чистку деталей внутри котла лучше доверить профессионалам!

  • АГВ выключается после 2—3 минут работы и не включается до полного остывания. Засорился дымоход. Рекомендуется прочистить вентиляционный канал.
  • Из газовой колонки подтекает вода. Для решения проблемы осматриваются все патрубки и хомуты внутри котла, и устраняется течь.

Внимание! Важно помнить о том, что неисправное газовое оборудование представляет потенциальную опасность. Поэтому главное — своевременное обращение к специалистам и устранение возникших проблем.

Исправление насосного оборудования

В домашних системах отопления используются циркуляционные насосы. Эти устройства делятся на два типа: моноблочные и разборные.

Если используется модель, состоящая из отдельных блоков, то иногда её возможно починить своими руками.

Неисправности насосного оборудования, которые возможно устранить самостоятельно:

  • Насос гудит, крыльчатка не вращается. Желательно разобрать насос, провернуть ротор и по возможности произвести очистку доступных деталей от окислений. Иногда причина такой неполадки кроется в постороннем предмете, попавшем внутрь.
  • Насос не гудит, ничего не вращается. Рекомендуется поискать предохранитель. Если его нет, то пора менять насос.
  • Насос сильно шумит при включении. В трубах находится большое количество воздуха. Для устранения неполадок открывают кран подпитки водой и спускают воздух из котла.
  • Насос останавливается через несколько минут после запуска, не выдаёт достаточного давления. На крышке насоса образовалась накипь или другие помехи, мешающие нормальной работе. Решение проблемы — снять и прочистить крышку.

Замена труб

Ремонтные работы по замене труб выполняются в процессе капитального переоборудования системы отопления. Устанавливая новые трубы, соблюдаются правила:

  • Перед началом работ желательно отключить воду в доме.
  • Воду из системы отопления сливают полностью перед демонтажем старого оборудования.
  • Предусматривают краны для каждой батареи. Необходимую фурнитуру рассчитывают и подготавливают заранее.
  • Трубы размещают на некотором удалении от пола и стен, чтобы работать с ними было удобно.

Фото 3. Монтаж труб отопления из полипропилена. Для разметки используется специальный лазер.

Полезное видео

Посмотрите видео, в котором рассказывается, как отрегулировать циркуляционный насос для отопительных систем.

Особенности устранения неполадок в отопительной системе своими руками

Хозяевам частного дома поневоле приходится становиться экспертами во многих областях строительства и ремонта. Система отопления не исключение. Вызов мастера обходится недешево, а в отдельных населённых пунктах специалистов не найти. В некоторых видах ремонта отопления нет ничего сложного, работы выполнит даже человек без технической квалификации.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector