Обзор видов искусственного освещения
Garant-vl.ru

Строительный портал

Обзор видов искусственного освещения

Виды и нормы искусственного освещения

Различные виды искусственного освещения должны полноценно компенсировать людям недостаток солнечного света в темное время суток и зимний период. С другой стороны, слишком яркий свет раздражает сетчатку глаза, вредит зрению и негативно сказывается на психологическом комфорте. От того, насколько правильно освещены места отдыха и работы человека, во многом зависят его здоровье, трудоспособность и общее самочувствие.

Стандарты и нормативы

Наиболее комфортным и здоровым для зрения является естественное, природное освещение. Лучи солнца необходимы для нормальной работы человеческого организма. Они влияют на естественные обменные процессы и биологические ритмы тела, улучшают настроение и эмоциональное состояние, ускоряют регенерацию тканей. Поэтому крайне важно при строительстве зданий с предполагаемым длительным нахождением в них людей обеспечить максимальное проникновение внутрь солнечных лучей, а их недостаток компенсировать грамотным искусственным освещением.

Человеческому глазу не подвластно отличить разницу насыщенности и яркости потока света в несколько сотен люксов (единица измерения освещенности), поэтому для измерения уровня видимых и ультрафиолетовых лучей используют специальные приборы: люксметр, фотометр, флэшметр. Так, для жилых помещений норма света составляет от 200 до 500 лк, в офисах — от 500 до 5000 лк (в зависимости от вида деятельности). Специалисты утверждают, что оптимальные условия для напряженного зрительного труда при низком отражении фона можно обеспечить только при световом потоке в 10 000-15 000 лк.

Проектирование внутреннего и внешнего освещения, монтаж ламп в жилых строящихся и ремонтируемых помещениях, местах производственных работ, на промышленных предприятиях и улицах регулируются специальными строительными нормами и правилами (СНиП).

Оценку уровня фактической искусственной освещенности проводят, используя выражение:

где Еф — фактическое значение освещенности, N — количество источников света (ламп), W — удельная энергомощность лампы, Р — площадь помещения.

При наличии люксметра расчет освещения производят по другой формуле:

Еф = К1 х К2 х Еизм,

где К1 — параметр, зависящий от вида используемых ламп и модели люксметра, К2 — коэффициент, учитывающий сдвиг значения напряжения сети от номинального (используется при отклонении более 5 %), а Еизм — показания прибора в люксах.

Предъявляемые требования

Гигиенические требования к естественному и искусственному освещению должны учитывать:

  • вид работы человека;
  • климатическую зону местонахождения помещения;
  • архитектурные особенности постройки;
  • вид остекления;
  • требуемую равномерность и падение светопотока на рабочее место;
  • расположение используемого оборудования;
  • длительность использования того или иного вида светоисточника в течение суток.

На освещенность помещения влияет цветовое наполнение интерьера, площадь комнаты, контрастность окружающего фона, вид источников освещения (подразделяются на лампы накаливания, люминесцентные, светодиодные лампы).

Проектируя экспозицию света, необходимо четко знать специфику используемого пространства.

Санитарные нормативы естественного и искусственного освещения разработаны отдельно для:

  • жилых помещений, производственных и общественных зданий;
  • сельскохозяйственных предприятий;
  • мест производства вне зданий;
  • объектов железнодорожного транспорта;
  • линий личного и общественного транспорта;
  • улиц, дворов различных населенных пунктов (наружное освещение при градостроительстве);
  • мест подземных работ;
  • аэропортов и взлетных полос;
  • причалов речных и морских портов;
  • сооружений спортивного назначения;
  • складов для хранения пищевой и промышленной продукции;
  • помещений для животноводства, содержания домашних питомцев, растений, птиц.

Для каждого случая предусмотрены отдельные нормативы освещения, рассматривающие целевое назначение спецсооружений, технологические особенности производственного процесса, строительные решения стройки. Эти данные регулируются соответствующей системой нормативных документов СНиП «Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования».

Виды источников искусственного света

Основные приборы искусственного света — это лампы накаливания, люминесцентные и светодиодные.

Привычные и простые электрические лампочки светят за счет разогрева электрическим током расположенной внутри стеклянной колбы вольфрамовой спирали. Они дешевы и дают яркий поток света, однако имеют ряд существенных недостатков:

  • греются;
  • энергозатратны (плохо переводят электрическую энергию в световую);
  • не источают ультрафиолетового излучения, характерного для солнечных лучей;
  • вызывают дискомфорт при взгляде на разогретую вольфрамовую нить;
  • быстро перегорают.

Люминесцентные лампы представляют собой закрытые трубки с аргоном и парами ртути внутри. Под действием тока лампы превращают электроэнергию в ультрафиолетовое излучение, вызывая видимое свечение молекул люминесцентных веществ. Данные продукты освещения имеют длительный срок службы, высокую эффективность преобразования энергии, малое тепловое излучение. Недостатки — микроколебания светового потока (эффект стробоскопа) и специальные условия для утилизации.

В зависимости от типа наполнения выпускают лампы:

  • дневного света;
  • белого света;
  • теплого белого света;
  • холодного белого света.

Светодиодные лампочки — наиболее экологичные источники света. Состоят из цоколя, металлического корпуса (радиатора), преобразователя энергии, платы со светодиодами и пластикового купола. Светодиодные лампы обладают наибольшими показателями эффективности и надежности. При малом потреблении электроэнергии они обеспечивают необходимый световой поток. Недостаток — высокая стоимость изделий.

Классификация освещения по исполнению

На сегодняшний день существуют 2 системы искусственного освещения:

Общее искусственное освещение обеспечивается за счет одинакового расположения светильников разного типа. Свет рассеивается по всей площади помещения. Такого эффекта добиваются, распределяя лампы по потолку через равные расстояния. В случае единичного точечного источника света, например, большой люстры, может наблюдаться разница в яркости освещения, однако без резких переходов, которые были бы заметны человеческому глазу.

Комбинированное освещение — это основное освещение, совмещаемое с добавочными источниками света. Второстепенное освещение подразделяется на:

  1. Локальное (местное). Монтируется с задачей выделения определенной части комнаты — зоны отдыха, рабочего стола, места приема пищи. Чаще всего светильники локального освещения имеют возможность изменять направленность светопотока, что выгодно отличает их от источников общего света.
  2. Акцентное. Позволяет выделить необходимый предмет интерьера в комнате. Успешно используется на выставках, в музеях, торговых залах.

Природное и искусственное освещение могут сочетаться друг с другом, представляя совмещенный тип светового режима. Сочетание различных типов источников света также имеет свое нормирование. Однако компенсировать недостаток природного света искусственным образом разрешается только там, где этого требуют условия проживания и работы человека.

Классификация по направленности излучения и использованию

По направленности светового потока искусственное освещение может быть:

  • прямым (лучи светового потока направлены на тот или иной объект, визуально выделяя и акцентируя на нем внимание);
  • непрямым (освещение, обеспеченное большим количеством осветительных приборов, расположенных по всему периметру потолка помещения);
  • рассеянным (достигается путем рассеивания прямых лучей через полупрозрачный плафон светильника);
  • смешанным (сочетающим в себе разные направленности светового потока).

Приобретая лампы, светильники и другие источники света, следует четко представлять, для каких целей они будут использованы.

По своему функциональному назначению искусственное освещение подразделяется на:

  1. Рабочее — обязательное освещение, установленное по всем правилам и нормам. Монтируется в местах трудовой деятельности человека.
  2. Аварийное — освещение, включающееся при аварийных отключениях основных источников света и работающее на резервном энергообеспечении. Аварийный режим предполагает степень освещения рабочей зоны не менее 5 % нормального показателя освещенности.
  3. Сигнальное — лучи света используются для выделения особенных зон при экстренных ситуациях. Может быть использовано при пожарах, утечках опасных веществ на производстве.
  4. Эвакуационное — свет определенных ламп помогает людям быстро покинуть здание или опасную зону. Требования к минимальной освещенности при эвакуации: 0,5 лк в помещении и 0,2 лк на открытой местности.
  5. Охранное — обеспечивается источниками освещения, расположенными по периметру охраняемой территории. Предназначено для работы в темное время суток.

Соблюдение установленных норм, правильное проектирование искусственного освещения в помещениях сбережет зрение и здоровье проживающим или работающим в них людям.

Виды освещения

Помещения производственного типа оснащаются освещением для облегчением работы сотрудников и устранения проблем со здоровьем из-за неудачно выбранного света. Законодательство регламентирует нормы для освещения. Соблюдение норм требуется разбираться в классификации видов света. Главные виды освещения: естественное и искусственное. Подробности и детальная классификация приведены ниже.

Естественное освещение

За естественное освещение принимают свет, исходящий от Солнца в дневное время суток, который проникает внутрь помещения. При этом способы проникновения в помещение следующие:

  • через оконные проёмы в боковых частях здания (боковой тип);
  • через оконные проёмы в верхних частях здания (верхний тип);
  • комбинирование верхнего и бокового типа (комбинированный тип).

При первом и третьем варианте положительная сторона: в помещении свет распространяется равномерно, при втором же варианте распространение происходит неравномерно.

Читать еще:  Как правильно выбрать кухонные электронные весы для дома?

Искусственное освещение

За искусственное освещение принимается свет, распространяемый, когда освещённость недостаточная либо в ночное время суток в помещении. Организация света выполняется специальными приборами (лампы накаливания либо лампы газоразрядного типа). Виды искусственного освещения: комбинированного и общего характера. Другие подвиды: рабочее, аварийное (такое освещение подразделяется на безопасное и эвакуационное), охранное и дежурное. Классификация искусственного света с деталями приведена ниже.

Общее освещение

Область применения: для внутренних помещений. Общее освещение: равномерное либо локализованное. Равномерный вариант приводит к результативной работе на участке освещаемой области. Локализованный вариант устанавливает осветительные приборы близ оборудования, благодаря чему больший участок территории становится пригодным для работы как в дневное, так и в ночное время суток.

Моменты, которые требуется соблюдать при организации такого варианта освещения:

  • если в комнатах работают граждане, возраст которых свыше 40 лет, то СНиП 23-05-95 обязывает увеличить для них степень подаваемой яркости;
  • при расчётах принимается во внимание степень отражения от стен.

Зональное и местное освещение

Местное освещение применяется для выделения объектов или участков. Источник света при таком подходе закрепляется на выбранной области (часть стены, стол, потолок или иной участок).

Местное освещение — фактор, который стоит учитывать в интерьерном дизайне. Важно учесть, что когда используется местное освещение, применение первого варианта исключается, так как при комбинировании вариантов результат не оправдает ожиданий.

Учитывайте минусы этих вариантов. Первый: нельзя изменить направление главного потока света, повышенная степень рассеянности. Второй: освещение только выбранной области, избыточно яркий свет.

При организации первого или второго варианта стоит помнить следующее:

  • зональный тип предоставляет расширенную степень освещённости. Рекомендуется задействовать такой типа на кухне, рабочем месте либо в комнате, предназначенной для отдыха от работы;
  • в зависимости от специфики помещения, а также назначения, требуется определять светильники, которые будут применяться в комнате;
  • местный тип подойдёт для отдельного участка рабочего места, комнаты для чтения либо места с компьютерным устройством;
  • местный тип будет результативен, если использовать для него осветительные приборы направленного варианта действия.

Декоративное освещение

Такой вариант используется для домов частного, общественного или коммерческого типа. Задача: расставить акценты подходящим образом, задать атмосфере настроение, зонировать комнату, сделав объект привлекательным по внешнему виду.

Дополнительные типы освещения декоративного характера: статичное (вкл.-выкл.) либо динамичное (проводное или беспроводное управление), монохромное либо цветное.

При выборе этого варианта требуется помнить следующее:

  • поскольку такой вариант направлен на улучшение внешнего вида объекта, специфичных требований по яркости или насыщенности к нему нет, исходить рекомендуется из специфики объекта, чтобы добиться для него лицеприятных параметров;
  • распределять свет стоит с учётом того, как это скажется на здоровье человека. Зоны распределения не требуется делать слишком агрессивными по пульсации.

Аварийное освещение

Этот вариант используется при неполадках со штатным светом или иным оборудованием. Такой тип помогает избежать усугубления ситуации (возникновения пожара и т.д.) и способствует оперативной эвакуации людей из опасного здания. Минимальный свет при таком варианте — 5 % от нормированных показателей, но не меньше 1 лк.

При организации рекомендуется учитывать следующее:

  • такой вариант обязательная мера для помещений производственного типа, для которых отсутствие света станет критичным для нормального функционирования и приведёт к потери прибыли,а также риску возникновения пожара или иного негативного явления;
  • минимальная освещённость не меньше 5 % и не меньше 10 лк для ламп накаливания, 30 лк — для ламп люминесцентного типа;
  • лампы рекомендуется подбирать рассеянного типа;
  • источники питания по характеру требуется подбирать независимые, так как только они обеспечат аварийную работу при критической ситуации, а не будут отключены с остальными приборами, если в здании произойдёт сбой;
  • степень освещённости в комнатах требуется организовывать не меньше 0,5 лк. Такое значение позволяет устанавливать приборы на расстоянии не меньше 25 м по отношению друг к другу. При этом часть приборов устанавливается на поворотах, это исключает образование зон «слепого» типа;
  • рекомендуется задействовать светильники с рассеянным типом света. Кроме того, рекомендуется наносить специальные указатели, которые будут направлять к ближайшему выходу из помещения.

Наружное и охранное освещение

Наружный тип используется для освещения внешнего периметра территории объекта, которому требуется обеспечивать защиту. При этом используются те же приборы для выполнения задачи, что работают и во внутренних помещениях. Это позволяет уменьшить уровень энергопотребления.

Охранное освещение представляет собой сложную структуру, в его случае осветительные приборы выстраиваются так, чтобы в помещении не было «слепых» участков. Это важно соблюдать, так как от этого зависят жизни и здоровье людей, сохранность имущества на предприятии. При организации такого варианта требуется учитывать следующее:

  • степень яркости, которую потребуется обеспечить, во многом зависит от загруженности дорог и количества жителей в городе. К примеру, магистрали центрального типа с движением более 500 машин требуют освещения не меньше 20 лк, дороги местного назначения с движением менее 500 машин на дорогах — не меньше 4 лк;
  • объекты, которые сильно расположены в тени, должны получать не меньше 0,35 от общего света;
  • важно учитывать, что при освещении переходов и дорог для пешеходов, оказывает влияние также и время суток. В дневное время суток освещенность выше, в ночное время суток — ниже;
  • оптимальнее всего использовать светильники рассеянного типа. Они обеспечивают достаточную яркость и не бьют по глазам людей, также такой тип света позволяет увеличить дистанцию между приборами;
  • дежурный режим в помещении должен функционировать на постоянной основе, так как от этого зависят жизни и здоровье граждан. Оно должно обеспечивать не меньше 0,5 лк (точная цифра зависит от особенностей предприятия, на котором проводятся данные работы);
  • допускается применение как светильников рассеянного, так и направленного типа. Решение должно обуславливаться целесообразностью применения, а также решения поставленных задач в рамках конкретного предприятия, с учётом его особенностей.

Архитектурное, рекламное и витринное освещение

Задача для такого вида: создать объекту привлекательный внешний вид. Поэтому требования определяются по специфике объекта в большем, в меньшем — нормативными показателями. Из общих требований стоит отметить следующее:

  • такой вариант не должен сильно отличаться от общего городского освещения. По городу средний показатель яркости = 8 кд/м 2 , для деревни — не свыше 3 кд/м 2 ;
  • если работы проводятся с фасадной частью объекта, то учитывается и коэффициент отражения (определяется по СНиП 23–05–95);
  • распределение светового потока от витрин не должно слепить людей. Норма для габаритных улиц — 300 лк, для малых — не свыше 100 лк. При этом, если на витрине расположены светлые предметы, то параметр может быть снижен на 100 лк, при тёмных — увеличен на 100 лк.

Стандартное разделение

Ещё одно разделение типов источников светавыполняется по направлению луча:

  • общего плана — когда направление равномерно по пространству;
  • направленного плана — когда направление задаётся искусственным путём для освещение выбранной области, лучи распределяются равномерным образом;
  • непрямого (отражённого) плана — когда направление идёт на стену и потолок, а равномерность распределения получается за счёт происходящего отражения;
  • рассеянного плана — когда направление проходит через плафон, выполненный из материала полупрозрачного оттенка;
  • смешанного плана — когда реализуется несколько из представленных выше типов одновременно.

В качестве заключения

Теперь вы знаете, какое освещение бывает, какими характеристиками оно отличается и какие нормативные требования учитываются во избежание штрафов и обеспечения сотрудников предприятия ненадлежащим освещением. От корректного определения вида света зависит насколько правильно будут проведены остальные работы, требуемые для создания безопасного и комфортного рабочего пространства для сотрудников. Если вы испытываете затруднения с определение типа света или проведением работ для соответствия нормативам, устанавливаемым законодательством, вы всегда можете обратиться к профессиональным сотрудникам за консультациями и помощью в организации. Не стоит также забывать, что помимо нормативных значений, многие детали определяются по специфике объекта, для которого требуется установить свет. Изучение специфики также требует подключения профессиональных сотрудников либо со стороны предприятия, либо со стороны третьих лиц.

Читать еще:  Неровный наливной пол. Что делать?

Какие бывают виды освещения? Обзор основных видов источника света их классификация и нюансы применения (видео + 125 фото)

Роль освещения в жизни человека значительна. Ни для кого не секрет, что большую часть информации об окружающем мире человек получает с помощью зрения. Для того, чтобы глаз человека мог без труда различать те или иные объекты требуется освещение.

К сожалению, лунного свечения недостаточно для получения полной видимости, поэтому он в расчет не берется, а в вечернее и ночное время суток прибегают к искусственному.

Верхнее освещение возникает при проникновении солнечных лучей сквозь окна на потолке.

Виды искусственного освещения

Искусственное освещение бывает общим, местным, комбинированным и аварийным. Общее освещение

Этот вид освещения характеризуется равномерным распределением света на территории заданного пространства. Для его осуществления источники света располагают равноудалено друг от друга.

Источником общего освещения также являются люстры, однако, ни о какой равномерности освещения в этом случае речи нет.

Местное освещение является дополнением к общему, помогает создать дополнительную видимость в определенных зонах: освещение письменного стола или зоны готовки на кухне, подсветка картины в музее или зеркала у туалетного столика.

Чаще всего освещение помещений подразумевает одновременное использование общего и местного видов, поскольку решает абсолютно все функциональные задачи.

Используется этот тип освещения в качестве подстраховки других в местах, где временное отсутствие света способно привести к травмам у человека.

Аварийное освещение в свою очередь подразделяется на освещение безопасности и эвакуационное.

Освещение безопасности включается для того, чтобы предприятие имело возможность продолжить работу, а эвакуационное для того, чтобы люди имели возможность покинуть здание без риска получения травм, когда нормальное освещение отключено.

  • Дежурное освещение включают во внерабочее время для незначительного освещения помещения.
  • Охранное освещение является частью системы безопасности, освещает ночью периметр охраняемого объекта.

Существует несколько видов освещения домов и квартир, которые применяются, в том числе для выделения зон в интерьере.

Искусственное освещение.

Под понятием искусственное освещение подразумевается получение света от неестественных источников (ламп). Данное освещение сегодня осуществляется в основном двумя типами: с использованием люминесцентных ламп или ламп накаливания. В народе люминесцентные источники света часто еще называют «экономками», из-за их низкого потребления электроэнергии. Сейчас представлен широкий выбор спектров видимого излучения такого вида ламп, найти можно лампы дневного света, белого либо тепло-белого. Обладая достаточно высокой светоотдачей, люминесцентные лампы излучают равномерно мягкий свет.

На рисунке представлены фото лампы накаливания, люминесцентной и светодиодной ламп.

Не всем известен тот факт, что на солнечный свет похож больше именно люминесцентный свет и он полезнее для зрения. Хотя лампы накаливания у людей создают ощущение комфорта, они горят очень ярко, но полученного света отдают гораздо меньше при этом, чем люминесцентные.

Существует также немало других типов источников искусственного света: натриевые, галогенные, ртутные, которые по разным причинам широкого применения не получили.

На смену «экономкам» в последнее время пришли светодиодные типы ламп, обладающие отличными характеристиками, однако в быту их пока применяют редко, так как они имеют высокую стоимость.

Для простого расчета необходимого числа ламп воспользуйтесь Калькулятором расчета количества ламп.

Нормы освещенности или сколько требуется человеку света?

Если излучаемый источником освещения свет раздражает сетчатку человеческого глаза, то такой свет считается некачественным. Не всегда наилучшим вариантом может быть самая дорогая лампа, к примеру, фитолампы стоят достаточно дорого, но для людей они не подходят. Единицей измерения освещения принято считать – 1 люкс (лк). Разницы между 100 и 200 Лк человеческий глаз не улавливает, но при этом организм может пострадать. Во дворе в солнечную погоду может быть 100.000 Лк, а возле окна – только 100 Лк, но такой колоссальной разницы человек не заметит. Это приводит ктому, что людям часто катастрофически не хватает света у себя дома.

Зависит норма освещенности от того, для каких целей будет использоваться помещение. Должно быть больше всего света – 200 Лк в гостиных, кухнях, ванных комнатах и гардеробах. По санитарным нормам на лестничных пролетах искусственное освещение необходимо устанавливать с источником света, излучающим 150 Лк, а в коридорах, прихожих и комнатах отдыха достаточно 100 Лк. Для чтения требуется освещение 30−50 Лк.

Для нежилых помещений устанавливаются другие нормы. Чтобы пребывание в спортзале было наиболее комфортным, должен быть уровень света выше 300 Лк, для офисов нужно от 300 до 500 Лк, на складе же хватит и 200 Лк.

Ради экономии электричества, приведены данные минимальные нормы, но этого освещения некоторым людям может быть недостаточно, поэтому в таких случаях, искусственное освещение подбирается индивидуально, принимая нормы во внимание.

Основные виды искусственного освещения.

В зависимости от места нахождения источника света, принято различать несколько основных видов искусственного освещения:

Свет равномерно рассеивается по всему помещению при общем освещении. Люстра посредине потолка – это стандартный вариант общего освещения, хотя в определенной точке свет может быть ярче, происходит освещение всего помещения. Светильников иногда бывает несколько штук, тогда для правильного распределения света, их располагают через равные промежутки друг от друга.

Локальное искусственное освещение предполагает выделение определенной зоны при помощи светильника, который располагается на конкретном участке: над рабочим или кухонным столом, а также на стене. Необходимым количеством света позволяет обеспечить нужную зону локальное расположение ламп, поэтому данный тип освещения получил широкое применение в офисах, школах, больницах или на производствах.

Когда же выполняется совместное применение общего и локального искусственного освещения, такой вид освещения называется комбинированным.

Пример локального освещения в спальне над кроватью.

Акцентное освещение применяют, чтобы привлечь внимание людей к отдельным предметам. Такой тип освещения наиболее часто применяется для оснащения витрин магазинов, автосалонов, музеев или арт-галерей.

Было доказано при проведении исследований, что наличие в торговых точках акцентного освещения, помогает на 30% повысить продажи. Создается такое освещение благодаря использованию прожекторов (для внешнего и внутреннего подсвечивания) и светильников направленного света. С целью акцента на конкретные предметы, существует несколько типов акцентного освещения: галогенный, светодиодный, металлогалогенный и люминесцентный.

Декоративный вид освещения используют для создания праздничной атмосферы и украшения помещения, иллюминацию при этом можно устанавливать как внутри помещения, так и снаружи. Обычные или ленточные светодиоды и прожектора применяют с этой целью.

Виды искусственного освещения по направлению светового потока.

Освещение общего типа предназначается для того, чтобы было комфортно и светло во всем помещении, оно бывает нескольких типов: прямое (направленное), непрямое, смешанное, рассеянное.

При прямом или направленном освещении источник света направляется на определенную поверхность или объект, благодаря чему они визуально увеличиваются. Такого эффекта можно добиться при помощи настольных ламп, светильников-плафонов, некоторых встроенных или подвесных моделей осветительных приборов.

Непрямое освещение также называют отраженным, так как свет, который излучается располагающимися по периметру помещения софитами, отбивается от стен и потолка, освещая равномерно помещение. Благодаря использованию непрямого освещения, пространство вокруг кажется невесомым, а дом – комфортным.

При рассеянном освещении свет равномерно рассеивается во всем помещении (радиус может быть 360 градусов), проходя через полупрозрачный плафон. Такой эффект можно получить при использовании люстр или подвесных светильников.

Смешанное освещение сочетает в себе все виды перечисленного освещения, но свет при этом распространяется в нескольких направлениях.

Читать еще:  Плавающий метод укладки паркета: пошаговая технология и выбор подложки

Сочетание рассеянного и непрямого освещения.

Функциональное назначение видов искусственного освещения.

Искусственное освещение на производственных объектах используется достаточно широко, оно подразделяется на виды в зависимости от области его назначения. Принято выделять такие виды систем искусственного освещения: рабочие, аварийные и охранные.

Рабочее освещение в здании и на прилегающей территории обеспечивает нормальные условия труда.

Подсветку границ территории охраняемого объекта предполагает охранное освещение.

Аварийное освещение предусматривает при повреждении основного источника питания, подключение системы освещения к генератору или другому альтернативному источнику. Очень важную роль играет данный тип освещения при возникновении чрезвычайных ситуаций, этим типом освещения обязательно должны быть оснащены больницы, вокзалы, школы, промышленные и другие стратегические объекты. Аварийные светильники могут осуществлять работу от центральной аварийной системы или же автономно (от аккумулятора установленного внутри). В жилых домах аварийное освещение устанавливается редко, хотя это могло бы многих проблем помочь избежать. Часто при временных отключениях электроэнергии бывают случаи травматизма на лестничных пролетах.

Указатель аварийного освещения.

Итак, функции излучаемого света очень разные, а от правильного выбора типа освещения зависит не только здоровье человека, но и безопасность.

Какое освещение лучше – искусственное или естественное

Каждый фотограф начинал свою карьеру со съемок при естественном освещении и мечтал поскорее обзавестись профессиональными осветительными приборами. Некоторым кажется, что искусственное освещение – атрибут каждого успешного создателя фотографий, а съемки на природе – лишь вынужденная мера для начинающих. Другие же считают, что никакая лампа не сравнится с натуральным свечением, ведь без него фотография выглядит искусственно. На самом деле, каждый тип имеет свои преимущества и недостатки. Каждый сам для себя определяет, какое освещение лучше – искусственное или естественное, а данная статья в этом поможет.

Естественное освещение

Естественным светом называется свечение, издаваемое любыми натуральными объектами или создаваемое природными явлениями. Его источником являются:

  • Солнце;
  • Луна;
  • Молнии;
  • Различные живые люминесцирующие организмы, например, светлячки.

Самым значимым источником является солнце, поскольку именно под его лучами создается подавляющее большинство фотографий, остальные же служат фотографу для создания специфических снимков. Природное освещение, в отличие от искусственного достаточно нестабильно, оно может давать совершенно разный эффект на фотоаппарате в зависимости от нескольких факторов.

Погода

При съемках на улице погода имеет немалое значение, причем не только для фотоаппарата и фотографа. Естественный свет, в отличие от студийного, может падать совершенно по-разному в зависимости от погодных условий.

  • Солнечный день, казалось бы, лучший для создания фотографий, ведь ничего не мешает солнечным лучам осветить нужное пространство. Однако именно это станет проблемой для съемки людей или природы. В такую погоду солнечный свет концентрирован, его не рассеивают облака и туман, в результате чего границы теней будут очень четкими, а контраст слишком сильным;
  • В облачную погоду вероятность создать красиво освещенную фотографию очень велика. Солнечные лучи, проходя сквозь облака, рассеиваются. Благодаря этому создается приятное мягкое свечение с плавным переходом к теням. Однако, иногда небо может быть неплотно покрыто облаками, из-за чего “живое” освещение становится неравномерным, а яркость может постоянно меняться. В сравнении со студийным светом, это может создать некоторые затруднения;
  • Нестандартные погодные условия могут стать интересным фоном для съемок, чего не получится добиться с искусственным светом. К примеру, при надвигающейся грозе естественное освещение скорее всего будет удачно мягким, а темные тучи придадут атмосферу фотографии. Туман здорово рассеивает солнечные лучи, а также добавляет глубины снимку.

Положение солнца

Положение солнца также влияет на желаемый результат:

  • В обеденное время, когда солнце расположено практически перпендикулярно земле, будет сложно сделать хорошие снимки людей, ведь лучи падают прямо сверху, а значит большая часть лица будет в тени. Зато в такую погоду лучше получатся фотографии с высоты;
  • Положение солнца на закате и рассвете считается лучшим для создания фотографий. В эти часы солнце расположено прямо у земли, световой поток падает с одной стороны, благодаря чему объект съемки освещается равномерно. Помимо этого, небо окрашивается в теплые розовые и оранжевые оттенки, что создает приятное золотистое свечение, хорошо передаваемое фотоаппаратом. Такой эффект сложно заполучить с искусственным светом;
  • В остальные часы солнечные лучи падают на объект под углом, природный свет поможет подчеркнуть объем объекта. Также свет будет белым, а значит на фотографии все цвета будут иметь реальный оттенок.

Из информации, приведенной выше, можно вынести плюсы и минусы естественного света, в сравнении с искусственным.

  • Доступность природного светового источника для каждого;
  • Оптимальная передача цвета.
  • Невозможно воспользоваться в темное время суток;
  • Нет возможности контролировать направление и силу светового потока;
  • Непостоянность цветовой температуры;
  • Непостоянная яркость.

Искусственное освещение

Искусственное освещение – это световой поток, создаваемый различными осветительными приборами. Его источниками могут быть как обычные лампы и светильники, которые есть в каждом доме, так и профессиональные приборы для фотографии. Среди них можно выделить оборудование постоянного освещения, которые различаются по цветовой температуре:

  • Галогенные лампы;
  • Натриевые лампы;
  • Лампы дневного или холодного света;
  • Лампы накаливания.

Также существует оборудование для импульсивного искусственного освещения, которое часто используется в качестве вспомогательного светового источника. Они создают световой импульс, который освещает фотографию исключительно в момент спуска затвора, оптимально выстраивая положение светлых и затененных участков на фотографии, чего с естественным световым источником добиться невозможно.

Такими приборами являются:

В отличие от естественного, искусственное позволяет полностью контролировать такие световые параметры, как:

  1. Расположение;
  2. Мощность;
  3. Угол падения;
  4. Количество;
  5. Мягкость;
  6. Цветовую температуру.

Может показаться, что искусственное освещение по всем параметрам превосходит естественное, однако наравне со всеми его плюсами стоят и минусы использования.

  • Возможность контролировать все параметры светового потока;
  • Возможность построения самых разнообразных световых рисунков;
  • Помощь в получении различных интересных эффектов.
  • Затраты как на саму технику, так и на электроэнергию или аккумуляторы;
  • Приборы могут нагреваться при длительном использовании, тем самым поднимая температуру в помещении;
  • В некоторых случаях необходимо работать с длинной выдержкой;
  • Импульсивные источники требуют подключения к фотоаппарату, что может создавать трудности в определенных ситуациях.

Какое же лучше

Так какое освещение лучше использовать для фотографий естественное или искусственное? Универсального ответа на этот вопрос просто не существует. Для каждого он будет складываться из множества факторов. В первую очередь, это зависит от индивидуальных предпочтений. Также немаловажную роль играет наличие определенного бюджета для приобретения того количества искусственных осветительных приборов, которые позволят в полном объеме создавать фотографии наиболее востребованных для фотографа форматов. Без этого возможно использование лишь естественного светового источника. Помимо этого, внимание должно уделяться непосредственно художественной задумке, ведь важно подобрать именно тот тип освещения, который лучшим образом поможет отобразить ее на фотографии.

Уровень мастерства фотографа также влияет на выбор источника света. Начинающим, прежде чем браться за студийное, предпочтительнее работать с естественным светом, чтобы понять принципы его наложения на объекты. Студийный же свет требует определенной практики, для полного овладевания управлением.

В конечном итоге, можно отдать предпочтение одному из типов, однако настоящий профессионал должен иметь опыт работы с каждым из них.

В общем, для каждого вида съемки зачастую используется лишь один тип освещения. Зачастую для репортажных, уличных съемок, а также для быстрого создания фотографий, когда нет времени на настройку, используется естественное. Для коммерческих съемок, предметной фотографии предпочтительнее искусственное, поскольку факторы в виде бюджета и времени не отсутствуют.

Естественное и искусственное освещение имеют как свои преимущества, так и недостатки, выбрать лучшее для всех невозможно. Выбирайте подходящее вам исходя из типа съемки, задумки, своих предпочтений и своего опыта. Планируя съемку при естественном свете, не забывайте проверить прогноз погоды и подобрать подходящее время суток. При создании фотографий в студии следует выбрать правильный осветительный прибор. Каждый тип по-своему хорош, и лучший способ определить лучший для себя – брать фотоаппарат и практиковаться в обоих направлениях.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector