Какие бывают виды капителей?
Garant-vl.ru

Строительный портал

Какие бывают виды капителей?

Капитель — это . что?

Древняя архитектура не перестает завораживать современного человека. Такие архитектурные элементы, как колонна, пилястра, капитель – это уже давно забытое прошлое. Здания, украшенные такими роскошными элементами, теперь можно увидеть, разве что на экскурсии по памятникам архитектуры. И все же, возможно, они найдут свое место в современных строениях, поэтому необходимо разобраться, что такое капитель и для чего она предназначена.

Архитектурный ордер

Прежде чем ознакомиться с понятием «капитель», необходимо разобраться, что такое архитектурный ордер. Архитектурный ордер – это множество частей несущей конструкции и систем перекрытий. Учитывая то, что эти элементы играли важную роль в устойчивости всей конструкции, они выполнялись с соблюдением четких пропорций.

Архитектурные ордеры бывают: вертикальные и горизонтальные. К вертикальным архитектурным ордерам относятся колонны и пилястры, к горизонтальным – антаблементы. Все эти сооружения берут свое начало в Древнем Риме и Греции. Именно там впервые появились эти декоративные элементы.

Что такое «капитель»?

Капитель относится к вертикальному архитектурному ордеру и является частью колонны. Такие изделия отличаются своей красотой и разнообразием. Если рассматривать точное определение, то капитель – это верхушка колонны, которая соединяет ее с антаблементом. Из этого следует, что функция капители не только эстетическая. На практике она расширяет площадь соединения колонны с балочным перекрытием, а также принимает и перераспределяет его вес. Поэтому верхушка колонны должна быть в форме трапеции, то есть узкое основание, постепенно расширяющиеся по направлению к антаблементу. Как правило, капитель состоит из трех элементов:

  • Абак.
  • Эхин.
  • Шейка.

Геометрическое строение капители обычно представлено в виде овальной сферы или куба. Капитель в виде куба может обладать ярко выраженными гранями, которые, в свою очередь, украшают архитектурными сколами.

Виды капителей

Значение слова «капитель» с латинского переводится, как «голова». Именно поэтому ей уделяли такое огромное значение. Разнообразные узоры, формы и орнаменты всегда украшали верхушку величественной колонны. Всего существует пять видов капителей, которые различают по их внешним особенностям и технике исполнения. Капители делятся на:

  • Капители дорического ордена;
  • Капители ионического ордена;
  • Капители коринфского ордера;
  • Византийские капители;
  • Готические капители.

Каждый из этих видов обладает своими уникальными свойствами и особенностями, с которыми нужно ознакомиться поподробнее.

Капители дорического ордена

Для дорического стиля свойственна простота и сдержанность. Капители дорического ордена имеют скромную структуру и не обладают особым разнообразием форм. Ее архитрав, как правило, имеет сглаженные края без нанесённого на него орнамента. Из-за такой сдержанности в формах данный вид капители приобрел название «мужской».

Капители ионического ордера

Полной противоположностью капителей дорического ордена является их ионический стиль исполнения. Для него характерна легкость и изящность структуры архитектурного элемента. Поэтому его именуют как «женскую». Основание ионической капители обладает сферической формой без нанесенного на нее орнамента. Как правило, капитель украшают иониками и четырьмя завитками, которые направлены вниз относительно антаблемента.

Капитель коринфского ордера

Этот стиль родом из Древней Греции. В его основу положены элементы ионического стиля с добавлением дополнительных декоративных элементов. По форме ионическая капитель напоминает колокол. Ее украшают всевозможными листьями, цветами и завитками. Ходит легенда, что создателя этого архитектурного стиля подтолкнула к созданию такого декоративного элемента корзина с цветами на гробнице мертвой молодой девушки. Поэтому украшения в виде листьев и цветов являются неотъемлемой частью коринфской капители.

Византийская капитель

Византийский стиль является абсолютно уникальным в плане технологии строительства и эстетики. Капители тех времен обладали четкими гранями, небольшими размерами и целостностью конструкции. Византийцы считали, что капитель – это целое искусство. Поэтому зачастую этот архитектурный элемент изготавливали из чистейшего белого мрамора и покрывали позолотой. Византийские колонны всегда отличались своим убранством и роскошью, что сделало их уникальными в своем роде.

Готическая капитель

Готический стиль свойственен архитектурным строениям, возведенным в Средневековье на территории Западной Европы. Он также обладает внешними особенностями, которые отличают его от всех остальных. Готическая капитель – это верхняя часть колонны, украшенная узорами, которые имеют округлую форму с уникальными, свойственными исключительно данному стилю, очертаниями. Готическому стилю, как и ионическому, также присущи украшения в качестве листьев. База капители напоминает природные формы с имитацией растущих на нем декоративных растений.

АРХИТЕКТУРНЫЕ ОРДЕРА И НАИМЕНОВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ АРХИТЕКТУРНОГО ЛЕПНОГО ДЕКОРА

Приложение 1

АРХИТЕКТУРНЫЕ ОРДЕРА

Пропорции полного ордера следующие: если по высоте его разделить на 19 равных частей, то высота пьедестала составит четыре части, колонны — 12 частей и антаблемента — три части. Неполный ордер делят на пять частей: четыре части — колонна, одна часть -антаблемент (архитрав, фриз, карниз).

В зависимости от формы различают архитектурные ордера: тосканский, дорический, ионический, коринфский. Кроме перечисленных , ордеров существует композитный ордер, имеющий дополнения, отсутствующие в классическом ордере (маски, грифоны, гирлянды и т.п.) на капителях колонн.

Масштабом всех частей ордера является радиус колонны в ее нижнем основании. Этот радиус называется модулем и обозначается буквой М. В тосканском и дорическом ордерах модуль делится на 12 частей, а в ионическом и коринфском — на 18. Эти части называются партами и обозначаются буквой П. Стержни колонн всех ордеров -круглые.

Тосканский ордер имеет массивные части. Колонна гладкая, высота ее равна 7 нижним диаметрам, или 14 модулям. На 1/3 высоты колонна ровная, а выше — утоняется до капители на 1/5 нижнего диаметра. Колонна завершается простой круглой капителью. Фриз и архитрав — гладкие. Такой ордер чаще отделывают полностью штукатуры, иногда капитель готовят лепщики и устанавливают ее после отделки колонны.


Тосканский (а) и дорический (б) ордера

Дорический ордер менее массивный, чем тосканский. Колонна на высоту, равную 8 диаметрам, или 16 модулям, бывает гладкой или с 20 каннелюрами (желобками). Каннелюры разделяются между собой острыми усенками, закругленными вверху и внизу. Глубина каннелюр определяется проектом. На l/3 высоты колонна имеет постоянное сечение, выше она утоняется на 1/6 нижнего диаметра. Колонна венчается капителью с более мелкими архитектурными обломами, чем у тосканской капители. Архитрав — гладкий в основе, вверху имеет полочку с расположенными внизу каплями. На гладком фризе расположены триглифы — три ровные полосы, разделенные между собой треугольными выемками. Впадины между триглифами называются методами. Они бывают гладкими или с изображениями, выполненными из различных материалов. Под карнизом делают украшения в виде зубчиков, сухариков и модульонов. Такие ордера или полностью выполняются штукатурами, или триглифы, сухарики и модульоны, а иногда и капители выполняют лепщики.

Ионический ордер имеет также сужающуюся кверху колонну. По высоте она равняется 9 диаметрам, или 18 модулям. По стволу проходят 24 каннелюры более глубокие, чем у дорической колонны. Они разделены между собой дорожками или лентами. Внизу каннелюры срезаются под прямым углом, а вверху полуокружностью. Капитель — сложная с завитками или волютами и иониками. Антаблемент ордера состоит из гладкого архитрава стремя горизонтальными уступами. Над верхним уступом расположена полка, а под ним рельефный орнамент. Фриз бывает гладкий или с рельефными изображениями. Карниз гладкий, и только под полкой расположены сухарики с бусами. Капитель и весь орнамент выполняют лепщики, остальное — штукатуры.


Ионический ордер

Коринфский ордер имеет сложные капитель и пьедестал. Стержень колонны равен 10 диаметрам, или 20 модулям. По колонне проходят 24 каннелюры, разделенные между собой дорожками, которые вверху и внизу заканчиваются полуокружностями. Капитель состоит из 16 волют, поддерживаемых двумя рядами акантовых листьев. Антаблемент имеет модульоны, которые расположены под слезником на некотором расстоянии друг от друга. Фриз ордера -гладкая плоскость, над которой располагается орнамент. Венчающий карниз сходен с ионическим. Все рельефные части ордера выполняются лепщиком, остальное — штукатурами.

Вместо круглых колонн часто устраивают квадратные, ровные или уменьшающиеся на конус. Такие колонны делают с капителью или без нее. Пилястры (половина колонны, выступающая из стены) чаща всего имеют вверху капитель. Пилястры бывают гладкие или с каннелюрами. Иногда делают рустованные колонны, т.е. имитацией каменной кладки.

В зависимости от формы колонн и отделки их оштукатуривают, разравнивая раствор правилом, полутерком или малкой с энтазисом.


Коринфский ордер

Приложение 2

НАИМЕНОВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ АРХИТЕКТУРНОГО ЛЕПНОГО ДЕКОРА, НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ЛЕПНЫХ РАБОТ

АБАКА, АБАК — верхняя плита капители, квадратная либо прямоугольная в плане с гладкой или профилированной лицевой поверхностью.

АКАНТ, АКАНФ — скульптурное стилизованное изображение листьев растения удлиненной формы с глубоко прорезанными прожилками, оканчивающимися завитками, собранными в виде розетки. Часто встречающийся декоративный элемент коринфских капителей, архитектурных вставок.

АКРОТЕРИЙ — скульптурное украшение на углах фронтона в форме вьющихся растений, пальметт (или символических фигур зверей).

АНТАБЛЕМЕНТ — верхний горизонтальный элемент встречно-балочной конструкции, состоящий из архитрава, фриза и карниза.

АРХИТЕКТУРНАЯ ВСТАВКА- объемная орнаментальная или сюжетная лепная композиция квадратной, прямоугольной, или овальной формы, расположенная в простенках внутри или снаружи здания.

АРАБЕСКА — (гротеск), насыщенный и сложный геометрический орнамент, основанный на прихотливом переплетении растительных мотивов, включающих надпись, порезки, изображения животных и людей.

АРХИВОЛЬТ — архитектурное профилированное обрамление арки, выделяющее дугу арки из плоскости стены (арочный карниз).

АСТРАГАЛ — архитектурный облом в виде валика или выкружки, иногда даже в виде нитки бус; валик, отграничивающий капитель от ствола колонны.

АТЛАНТ — (теламон), вертикальная опора архитектурного элемента в виде мужской фигуры.

БАЗА — нижняя опорная часть колонны или пилястры, профилированная или плоская.

БАЛЯСИНА — невысокий фигурный столбик, поддерживающий перила лестниц, балконов и пр., гладкий, профилированный или орнаментованный.

БУСЫ — геометрическое украшение карнизов, тяг и других элементов в виде чередующихся шариков, тарелочек и округлых вытянутых элементов.

ВАЗА — декоративный лепной элемент с гладкой или орнаментированной поверхностью, с ручками, или без них, в виде вазы, чаши, амфоры (вазы удлиненной формы); устанавливается на пьедестале, на карнизах фасадов домов, в помещениях, на столбах оград и т.п.

ВАЛ — (валик), архитектурный облом, очерченный по полуокружности, иногда неправильной геометрической формы.

ВЕНОК — скульптурный орнамент, прямолинейный или в форме круга, часто в виде растительных элементов; иногда перехвачен — лентами.

ВОЛЮТА — декоративная орнаментальная деталь в форме одного или двух завитков. Входит в состав капителей колонн или обрамлений порталов, окон и картушей.

ВЫКРУЖКА — архитектурный облом в форме вогнутой части окружности или отрезка кривой.

ГЕРМА — четырехгранная расширяющаяся кверху колонна, завершающаяся бюстом.

ГИРЛЯНДА — (фестон), волнообразный орнамент в виде цветов и листьев, перевязанных лентами, иногда сочетающийся с розетками.

ГОРОХ — геометрическое украшение погонных деталей в виде длинного ряда шариков.

ГРИФОН — лепной декоративный элемент, изображающий фантастическое существо с телом льва, головой и крыльями орла.

ГУСЕК — архитектурный облом с очертанием, составленным из двух дуг окружностей, соединенных в виде буквы Г.

ДЕНТИКУЛЫ — ряд зубчиков, сухариков в карнизах ионического и коринфского ордеров.

ЗАМОК, ЗАМКОВОЙ КАМЕНЬ — декоративное оформление центральной части арки, портала, оконного обрамления; может встречаться на абаках капителей.

Читать еще:  Оформили уход за пожилым человеком? Готовьтесь к проверке…

ИМПОСТ — верхний декоративный камень (архитектурная деталь), устанавливаемый поверх колонны, столба или участка стены; служит опорой для арки или балки; перекладина над оконными или дверными арочными створками.

ИОНИКИ, ОВЫ — орнамент из ряда яйцеобразных деталей, чередующихся с листьями и стрелками; часто используется на валиках карнизов и на капителях ионического и коринфского ордеров.

КАННЕЛЮРЫ — вертикальные желобки на стволе колонны или пилястры, а также горизонтальные желобки на валах ионических баз.

КАПИТЕЛЬ — венчающая часть колонны, пилястры, столба; архитектурно обработана в соответствии с характером того или иного ордера. «Тосканская» и «дорическая» не имеют волют. «Ионическая» снабжена двумя крупными завитками-волютами по бокам, «коринфская» — маленькими волютами, замком и мощными акантовыми листьями; «композитная» — сложная, с различными элементами.

КАПЛИ, ГУТТЫ — декоративное украшение в виде ряда маленьких усеченных конусов или цилиндров на нижней поверхности и полочках дорического антаблемента.

КАРИАТИДА — (кора, канефора), вертикальная опора архитектурного элемента в виде женской фигуры (носительницы корзины).

КАРТУШ — декоративное оформление вензеля, надписи или эмблемы в вида обрамленного щита, свитка, раковины и т.п. (часто встречающееся в тимпанах фронтонов зданий, на арках, над порталами, а также на надгробных плитах).

КЕССОН — углубленная поверхность потолка или свода, обычно с профилированными стенками, имеющими форму квадрата или другой геометрической фигуры. В центре кессонов часто укрепляются розетки.

КОЛОННА — архитектурно обработанный, обычно круглый в сечении столб, основными частями которого в основном являются ствол, база и капитель.

КРОНШТЕЙН, КОНСОЛЬ — архитектурно-декоративный элемент, выступающий из стены и выполняющий функции опоры для балконов, порталов, карнизов, скульптуры. Часто очень сильно орнаментованный.

МАСКАРОН — декоративный рельеф в виде лица человека или головы животного; часто окаймлен сложным орнаментом.

МАСКА — объемное гротескное изображение головы человека, либо мифического существа, или животного, обычно на замковом камне.

МЕАНДР — геометрический орнамент в виде лентообразной ломаной линии (т.н. бегущая волна).

МЕДАЛЬОН — декоративное изображение, заключенное в круглую или овальную рамку.

МОДУЛЬОН — архитектурная деталь в виде консоли (кронштейна), поддерживающая выносную плиту карниза.

ОБЛОМ — элементарный архитектурный профиль (полка, валик, гусек, выкружка и т.д.).

ОРДЕР — (порядок, строй), определенная архитектурно-художественная система стоечной-балочной конструкции, созданная в Древней Греции и получившая затем широкое развитие в классической архитектуре. Основные ордера: дорический, тосканский, ионический, коринфский и композитный.

ПАЛЬМЕТТА — архитектурное украшение в виде веерообразного растительного орнамента.

ПИЛЯСТРА — (колонна, столб), плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба. Имеет те же части и пропорции, что и колонка, обычно без утолщения в средней части — энтазиса.

ПИНАКЛИ — (фиалы), декоративные остроконечные пирамидки или вазы на завершающих архитектурных деталях.

ПЛАФОН — декоративный потолок, украшенный живописью и лепниной.

ПОРЕЗКА — орнаментальное украшение карнизов, тяг и др. деталей лепного декора в виде ритмического рисунка (бусы, ионики, капли, меандры и др.).

ПЛЕТЕНКА — плетеный орнамент (порезка) для украшения вала на базах колонн и других деталей.

ПОРТАЛ — архитектурно оформленное обрамление входов в здание, дверных проемов.

РАППОРТ — повторяющееся изображение основного элемента рисунка (по аналогии с обоями, коврами и т.п.).

РОЗЕТКА — декоративный элемент в виде цветка, круга, составленный из цветочных лепестков различной величины и геометрической формы.

РОКАЙЛЬ — орнаментальный мотив в виде хрупкой, тонко расчлененной раковины или ее осколков; характерен для стиля рококо.

САНДРИК — небольшой карниз (или фронтон) над дверью или окном. Иногда опирается на два кронштейна.

СУХАРИК — кубический элемент декора карниза и других погонных деталей.

СКОЦИЯ — архитектурный облом вогнутого очертания из двух дуг различного радиуса (выкружка, астрагал).

ТИМПАН — внутреннее поле фронтона; занятый окном или скульптурой кусок стены под аркой; декоративный элемент убранства стен в интерьере в виде небольшого фронтона различной формы.

ТРОФЕЙ — декоративный элемент в виде сгруппированного оружия, как символа победы.

ФРИЗ — средняя часть (полоса) антаблемента; ленточный орнамент с живописью или лепниной, окаймляющий верх стены в интерьере.

ЭМБЛЕМА — декоративная композиция или изображение какого-либо предмета как символа, выражающего идею, понятие.

ЭНТАЗИС — утолщение ствола колонны в средней его части (обычно на 1/3 ее высоты), создающее впечатление напряженности и устраняющее оптическую иллюзию вогнутости ствола.

ЭХИН — средняя часть капители колонны дорического ордера; круглая в плане, с выпуклым криволинейным профилем.

АРХИТЕКТУРНЫЕ ОРДЕРА И НАИМЕНОВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ АРХИТЕКТУРНОГО ЛЕПНОГО ДЕКОРА

Приложение 1

АРХИТЕКТУРНЫЕ ОРДЕРА

Пропорции полного ордера следующие: если по высоте его разделить на 19 равных частей, то высота пьедестала составит четыре части, колонны — 12 частей и антаблемента — три части. Неполный ордер делят на пять частей: четыре части — колонна, одна часть -антаблемент (архитрав, фриз, карниз).

В зависимости от формы различают архитектурные ордера: тосканский, дорический, ионический, коринфский. Кроме перечисленных , ордеров существует композитный ордер, имеющий дополнения, отсутствующие в классическом ордере (маски, грифоны, гирлянды и т.п.) на капителях колонн.

Масштабом всех частей ордера является радиус колонны в ее нижнем основании. Этот радиус называется модулем и обозначается буквой М. В тосканском и дорическом ордерах модуль делится на 12 частей, а в ионическом и коринфском — на 18. Эти части называются партами и обозначаются буквой П. Стержни колонн всех ордеров -круглые.

Тосканский ордер имеет массивные части. Колонна гладкая, высота ее равна 7 нижним диаметрам, или 14 модулям. На 1/3 высоты колонна ровная, а выше — утоняется до капители на 1/5 нижнего диаметра. Колонна завершается простой круглой капителью. Фриз и архитрав — гладкие. Такой ордер чаще отделывают полностью штукатуры, иногда капитель готовят лепщики и устанавливают ее после отделки колонны.


Тосканский (а) и дорический (б) ордера

Дорический ордер менее массивный, чем тосканский. Колонна на высоту, равную 8 диаметрам, или 16 модулям, бывает гладкой или с 20 каннелюрами (желобками). Каннелюры разделяются между собой острыми усенками, закругленными вверху и внизу. Глубина каннелюр определяется проектом. На l/3 высоты колонна имеет постоянное сечение, выше она утоняется на 1/6 нижнего диаметра. Колонна венчается капителью с более мелкими архитектурными обломами, чем у тосканской капители. Архитрав — гладкий в основе, вверху имеет полочку с расположенными внизу каплями. На гладком фризе расположены триглифы — три ровные полосы, разделенные между собой треугольными выемками. Впадины между триглифами называются методами. Они бывают гладкими или с изображениями, выполненными из различных материалов. Под карнизом делают украшения в виде зубчиков, сухариков и модульонов. Такие ордера или полностью выполняются штукатурами, или триглифы, сухарики и модульоны, а иногда и капители выполняют лепщики.

Ионический ордер имеет также сужающуюся кверху колонну. По высоте она равняется 9 диаметрам, или 18 модулям. По стволу проходят 24 каннелюры более глубокие, чем у дорической колонны. Они разделены между собой дорожками или лентами. Внизу каннелюры срезаются под прямым углом, а вверху полуокружностью. Капитель — сложная с завитками или волютами и иониками. Антаблемент ордера состоит из гладкого архитрава стремя горизонтальными уступами. Над верхним уступом расположена полка, а под ним рельефный орнамент. Фриз бывает гладкий или с рельефными изображениями. Карниз гладкий, и только под полкой расположены сухарики с бусами. Капитель и весь орнамент выполняют лепщики, остальное — штукатуры.


Ионический ордер

Коринфский ордер имеет сложные капитель и пьедестал. Стержень колонны равен 10 диаметрам, или 20 модулям. По колонне проходят 24 каннелюры, разделенные между собой дорожками, которые вверху и внизу заканчиваются полуокружностями. Капитель состоит из 16 волют, поддерживаемых двумя рядами акантовых листьев. Антаблемент имеет модульоны, которые расположены под слезником на некотором расстоянии друг от друга. Фриз ордера -гладкая плоскость, над которой располагается орнамент. Венчающий карниз сходен с ионическим. Все рельефные части ордера выполняются лепщиком, остальное — штукатурами.

Вместо круглых колонн часто устраивают квадратные, ровные или уменьшающиеся на конус. Такие колонны делают с капителью или без нее. Пилястры (половина колонны, выступающая из стены) чаща всего имеют вверху капитель. Пилястры бывают гладкие или с каннелюрами. Иногда делают рустованные колонны, т.е. имитацией каменной кладки.

В зависимости от формы колонн и отделки их оштукатуривают, разравнивая раствор правилом, полутерком или малкой с энтазисом.


Коринфский ордер

Приложение 2

НАИМЕНОВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ АРХИТЕКТУРНОГО ЛЕПНОГО ДЕКОРА, НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ЛЕПНЫХ РАБОТ

АБАКА, АБАК — верхняя плита капители, квадратная либо прямоугольная в плане с гладкой или профилированной лицевой поверхностью.

АКАНТ, АКАНФ — скульптурное стилизованное изображение листьев растения удлиненной формы с глубоко прорезанными прожилками, оканчивающимися завитками, собранными в виде розетки. Часто встречающийся декоративный элемент коринфских капителей, архитектурных вставок.

АКРОТЕРИЙ — скульптурное украшение на углах фронтона в форме вьющихся растений, пальметт (или символических фигур зверей).

АНТАБЛЕМЕНТ — верхний горизонтальный элемент встречно-балочной конструкции, состоящий из архитрава, фриза и карниза.

АРХИТЕКТУРНАЯ ВСТАВКА- объемная орнаментальная или сюжетная лепная композиция квадратной, прямоугольной, или овальной формы, расположенная в простенках внутри или снаружи здания.

АРАБЕСКА — (гротеск), насыщенный и сложный геометрический орнамент, основанный на прихотливом переплетении растительных мотивов, включающих надпись, порезки, изображения животных и людей.

АРХИВОЛЬТ — архитектурное профилированное обрамление арки, выделяющее дугу арки из плоскости стены (арочный карниз).

АСТРАГАЛ — архитектурный облом в виде валика или выкружки, иногда даже в виде нитки бус; валик, отграничивающий капитель от ствола колонны.

АТЛАНТ — (теламон), вертикальная опора архитектурного элемента в виде мужской фигуры.

БАЗА — нижняя опорная часть колонны или пилястры, профилированная или плоская.

БАЛЯСИНА — невысокий фигурный столбик, поддерживающий перила лестниц, балконов и пр., гладкий, профилированный или орнаментованный.

БУСЫ — геометрическое украшение карнизов, тяг и других элементов в виде чередующихся шариков, тарелочек и округлых вытянутых элементов.

ВАЗА — декоративный лепной элемент с гладкой или орнаментированной поверхностью, с ручками, или без них, в виде вазы, чаши, амфоры (вазы удлиненной формы); устанавливается на пьедестале, на карнизах фасадов домов, в помещениях, на столбах оград и т.п.

ВАЛ — (валик), архитектурный облом, очерченный по полуокружности, иногда неправильной геометрической формы.

ВЕНОК — скульптурный орнамент, прямолинейный или в форме круга, часто в виде растительных элементов; иногда перехвачен — лентами.

ВОЛЮТА — декоративная орнаментальная деталь в форме одного или двух завитков. Входит в состав капителей колонн или обрамлений порталов, окон и картушей.

ВЫКРУЖКА — архитектурный облом в форме вогнутой части окружности или отрезка кривой.

ГЕРМА — четырехгранная расширяющаяся кверху колонна, завершающаяся бюстом.

ГИРЛЯНДА — (фестон), волнообразный орнамент в виде цветов и листьев, перевязанных лентами, иногда сочетающийся с розетками.

ГОРОХ — геометрическое украшение погонных деталей в виде длинного ряда шариков.

ГРИФОН — лепной декоративный элемент, изображающий фантастическое существо с телом льва, головой и крыльями орла.

ГУСЕК — архитектурный облом с очертанием, составленным из двух дуг окружностей, соединенных в виде буквы Г.

Читать еще:  Как выбрать и без труда заменить диск на болгарке

ДЕНТИКУЛЫ — ряд зубчиков, сухариков в карнизах ионического и коринфского ордеров.

ЗАМОК, ЗАМКОВОЙ КАМЕНЬ — декоративное оформление центральной части арки, портала, оконного обрамления; может встречаться на абаках капителей.

ИМПОСТ — верхний декоративный камень (архитектурная деталь), устанавливаемый поверх колонны, столба или участка стены; служит опорой для арки или балки; перекладина над оконными или дверными арочными створками.

ИОНИКИ, ОВЫ — орнамент из ряда яйцеобразных деталей, чередующихся с листьями и стрелками; часто используется на валиках карнизов и на капителях ионического и коринфского ордеров.

КАННЕЛЮРЫ — вертикальные желобки на стволе колонны или пилястры, а также горизонтальные желобки на валах ионических баз.

КАПИТЕЛЬ — венчающая часть колонны, пилястры, столба; архитектурно обработана в соответствии с характером того или иного ордера. «Тосканская» и «дорическая» не имеют волют. «Ионическая» снабжена двумя крупными завитками-волютами по бокам, «коринфская» — маленькими волютами, замком и мощными акантовыми листьями; «композитная» — сложная, с различными элементами.

КАПЛИ, ГУТТЫ — декоративное украшение в виде ряда маленьких усеченных конусов или цилиндров на нижней поверхности и полочках дорического антаблемента.

КАРИАТИДА — (кора, канефора), вертикальная опора архитектурного элемента в виде женской фигуры (носительницы корзины).

КАРТУШ — декоративное оформление вензеля, надписи или эмблемы в вида обрамленного щита, свитка, раковины и т.п. (часто встречающееся в тимпанах фронтонов зданий, на арках, над порталами, а также на надгробных плитах).

КЕССОН — углубленная поверхность потолка или свода, обычно с профилированными стенками, имеющими форму квадрата или другой геометрической фигуры. В центре кессонов часто укрепляются розетки.

КОЛОННА — архитектурно обработанный, обычно круглый в сечении столб, основными частями которого в основном являются ствол, база и капитель.

КРОНШТЕЙН, КОНСОЛЬ — архитектурно-декоративный элемент, выступающий из стены и выполняющий функции опоры для балконов, порталов, карнизов, скульптуры. Часто очень сильно орнаментованный.

МАСКАРОН — декоративный рельеф в виде лица человека или головы животного; часто окаймлен сложным орнаментом.

МАСКА — объемное гротескное изображение головы человека, либо мифического существа, или животного, обычно на замковом камне.

МЕАНДР — геометрический орнамент в виде лентообразной ломаной линии (т.н. бегущая волна).

МЕДАЛЬОН — декоративное изображение, заключенное в круглую или овальную рамку.

МОДУЛЬОН — архитектурная деталь в виде консоли (кронштейна), поддерживающая выносную плиту карниза.

ОБЛОМ — элементарный архитектурный профиль (полка, валик, гусек, выкружка и т.д.).

ОРДЕР — (порядок, строй), определенная архитектурно-художественная система стоечной-балочной конструкции, созданная в Древней Греции и получившая затем широкое развитие в классической архитектуре. Основные ордера: дорический, тосканский, ионический, коринфский и композитный.

ПАЛЬМЕТТА — архитектурное украшение в виде веерообразного растительного орнамента.

ПИЛЯСТРА — (колонна, столб), плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба. Имеет те же части и пропорции, что и колонка, обычно без утолщения в средней части — энтазиса.

ПИНАКЛИ — (фиалы), декоративные остроконечные пирамидки или вазы на завершающих архитектурных деталях.

ПЛАФОН — декоративный потолок, украшенный живописью и лепниной.

ПОРЕЗКА — орнаментальное украшение карнизов, тяг и др. деталей лепного декора в виде ритмического рисунка (бусы, ионики, капли, меандры и др.).

ПЛЕТЕНКА — плетеный орнамент (порезка) для украшения вала на базах колонн и других деталей.

ПОРТАЛ — архитектурно оформленное обрамление входов в здание, дверных проемов.

РАППОРТ — повторяющееся изображение основного элемента рисунка (по аналогии с обоями, коврами и т.п.).

РОЗЕТКА — декоративный элемент в виде цветка, круга, составленный из цветочных лепестков различной величины и геометрической формы.

РОКАЙЛЬ — орнаментальный мотив в виде хрупкой, тонко расчлененной раковины или ее осколков; характерен для стиля рококо.

САНДРИК — небольшой карниз (или фронтон) над дверью или окном. Иногда опирается на два кронштейна.

СУХАРИК — кубический элемент декора карниза и других погонных деталей.

СКОЦИЯ — архитектурный облом вогнутого очертания из двух дуг различного радиуса (выкружка, астрагал).

ТИМПАН — внутреннее поле фронтона; занятый окном или скульптурой кусок стены под аркой; декоративный элемент убранства стен в интерьере в виде небольшого фронтона различной формы.

ТРОФЕЙ — декоративный элемент в виде сгруппированного оружия, как символа победы.

ФРИЗ — средняя часть (полоса) антаблемента; ленточный орнамент с живописью или лепниной, окаймляющий верх стены в интерьере.

ЭМБЛЕМА — декоративная композиция или изображение какого-либо предмета как символа, выражающего идею, понятие.

ЭНТАЗИС — утолщение ствола колонны в средней его части (обычно на 1/3 ее высоты), создающее впечатление напряженности и устраняющее оптическую иллюзию вогнутости ствола.

ЭХИН — средняя часть капители колонны дорического ордера; круглая в плане, с выпуклым криволинейным профилем.

Словарь фасадного декора (с иллюстрациями)

Баля́сины— невысокие фигурные столбики в виде колонн (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов, лестниц и т. д.;

Баля́сины

Балюстра́да (фр. balustrade из итал. balaustrata) — ограждение (обычно невысокое) лестницы, балкона, террасы, и т. д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединённых сверху перилами или горизонтальной балкой; перила из фигурных столбиков.

Балюстра́да

Пиля́стр (также пиля́стра, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») — вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну. Пилястра часто повторяет части и пропорции ордерной колонны, однако, в отличие от неё, обычно лишена энтазиса (утолщения ствола).

Пиля́стр

Капите́ль (от лат. caput — голова) — венчающая часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму. Капители трёх классических ордеров имеют характерную, легко узнаваемую форму. Дорическая капитель — простая круглая подушка-эхин; у ионической капители — на эхине вылеплены два завитка-волюты; коринфская капитель представляет собой высокую колоколобразную деталь, украшенную завитками листьев-акантов.

Капите́ль

Аба́ка (от лат. abacus — «доска») — плита, составляющая верхнюю часть капители колонны, полуколонны, пилястры и имеющая в дорическом, древнеионическом и тосканском ордерах простую четырёхугольную форму, а в новоионическом и коринфском ордерах, равно как и в римском композите — форму четырёхугольника с усеченными углами и вогнутыми внутрь сторонами, из которых на каждой в середине помещен скульптурный орнамент, обычно в виде стилизованного цветка.

Аба́ка

Атла́нт (также распространено название атлас) — в европейской архитектурной традиции скульптура в виде мужчины, выполняющая декоративную либо функциональную роль в поддержке перекрытия здания, балкона, карниза, проч. Может находиться на месте колонны либо пилястра. В римской архитектуре для обозначения подобной скульптуры используется термин Теламон.

Атла́нт

Ру́стика (также ру́стик, русто́вка; от лат. rusticus — буквально «деревенский», производное от лат. rus — деревня; «простой», «грубый», «неотёсанный») — в архитектуре облицовка внешних стен здания или некоторых пространств на них четырёхугольными, правильно сложенными камнями, передняя сторона которых оставлена неотесанной или отесана очень грубо, и только по краям обведена небольшой гладкой полосой. При этом термин руст обозначает либо сам такой камень, либо разделительную полоску между камнями.

Рустовый камень на фасаде

Кариатида — статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента и, следовательно, заменявшая собой колонну или пилястру.

Кариатида

Антаблеме́нт (фр. entablement от table — стол, доска) — балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза. Антаблемент без фриза называют неполным, а без архитрава — облегченным.

Антаблеме́нт

Фриз (фр. frise) — декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.

Карни́з (от греч. κορωνίς) — выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.

В ордерной архитектуре карниз — венчающая часть антаблемента, находящаяся над фризом и архитравом. Ордерный карниз резко выходит вперёд и нависает над остальными частями антаблемента, защищая их от осадков. Основой карниза служит выносная плита. Нижняя часть плиты снабжена прямоугольными выступами — мутулами.

Архитрáв или эпистелион (итал. architrave, от греч. ἀρχι, «архи», над-, главный и лат. trabs балка) — архитектурный термин, имеющий несколько значений.

Во-первых, архитравом или архитравным покрытием называется вообще всякая прямолинейная перекладина, перекрывающая промежуток над колоннами, столбами или оконными и дверными проёмами.

Во-вторых, это нижняя часть антаблемента, непосредственно опирающаяся на капители колонны; в тосканском и дорическом ордерах архитрав делается простым и гладким, а в ионическом и коринфском он горизонтально разделён на три части.

Фаса́д (фр. façade — передний, лицевая сторона здания) — наружная, лицевая сторона здания.

Формы, пропорции, декор фасада определяются назначением архитектурного сооружения, его конструктивными особенностями, стилистическим решением его архитектурного образа.

Различают главный, боковой, задний фасады, также уличный и дворовый.

Барелье́ф (фр. bas-relief — низкий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма. Если более — рельеф называется горельефом (высокий рельеф).

Барелье́ф

Горелье́ф (фр. haut-relief — высокий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину объёма. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости. Распространённый вид украшения архитектурных сооружений; позволяет отобразить многофигурные сцены и пейзажи.

Горелье́ф

Фронто́н (фр. fronton, от лат. frons, frontis — лоб, передняя часть стены) — завершение (обычно треугольное, реже — полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.

Фронто́н

Пилон (от греч. πυλών — ворота, вход): Столбы большого сечения, служащие опорой плоских или сводчатых перекрытий в некоторых типах сооружений (например, в подземных станциях метрополитена) либо поддерживающие основные (несущие) тросы в висячих мостах.Массивные невысокие столбы, стоящие по сторонам въезда, входа на территорию дворцов, парков и прочего (наиболее распространены в архитектуре классицизма).

Пилон

Портик (лат. porticus) — крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны, поддерживающие его или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава, или посредством перекинутых между ними арок. Портик, открытый с одной стороны, с противоположной стороны ограничивается стеной — или глухой, или имеющей двери и окна. Иначе говоря, портик — полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны.

Портик

Колоннада (фр. colonnade) — в архитектуре ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием.

Колоннады могут применяться в виде портиков и галерей, примыкающих к зданию, которые объединяют его обособленные объёмы и зрительно связывают его с окружающим пространством двора или площади (например колоннада Казанского собора Санкт-Петербурга, 1801—11, архитектор А. Н. Воронихин), а также с окружающей природой.

Колоннада

Сандрик — Архитектурная деталь в виде небольшого карниза или карниза с фронтоном разнообразных форм (треугольных, овальных и сложных композиций) над оконным, дверным проёмом или нишей.

Сандрик

Филёнка — украшение на стене здания в виде прямоугольной рамки.

Филёнка

Карту́ш (фр. cartouche, от итал. cartoccio — свёрток, кулёчек) — в архитектуре и декоративном искусстве — «мотив в виде полуразвернутого, часто с надорванными либо надрезанными краями рулона бумаги, свитка», на котором может помещаться герб, эмблема или надпись. Картуши можно встретить и в более позднее время в архитектуре эклектики, модерна, неоклассицизма.

Читать еще:  Чем красить вагонку на даче?

Картуши размещались над парадными входами в здания и оконными проемами, в тимпанах фронтонов, в интерьерах зданий, на монументах, на надгробных плитах и документах. Подобные изображения в овальном или круглом обрамлении именуются медальонами.

Картуш

Молдинг (от англ. molding, moulding — в данном случае «литая деталь», от «литьё») — декоративная деталь в виде накладной выпуклой планки. Используется для декорирования различных поверхностей: стен, потолка, дверей, каминов, арок, придавая им более выразительный, завершённый и аккуратный вид. Молдинг может служить в качестве рам для зеркал, медальонов и наличников.

Молдинг

Кронштейн в архитектуре, как правило, является поддерживающим элементом выступающих частей здания и представляет собой выступ в стене, часто профилированный и декорированный (с декоративными завитками или другими украшениями). Подобные кронштейны применяются в основном в архитектуре, использующей ордерные элементы, и служит для поддержки балконов, сильно выступающих декоративных и/или функциональных карнизов и т. п.

Кронштейн

Цо́коль (итал. zoccolo, букв. башмак на деревянной подошве) — подножие здания, сооружения, памятника, колонны и тому подобных сооружений, лежащее на фундаменте, зачастую выступающее по отношению к верхним частям сооружения. Может быть декоративно облицовано. В ленточных фундаментах цоколем может являться верхняя часть самого фундамента, в столбчатых цоколь — стена между столбами. Цоколи по отношению к наружным стенам классифицируются на западающие, выступающие и заподлицо (расположенные в одной плоскости со стеной).

Цо́коль

Архиво́льт (итал. archivolto, лат. arcus volutus — «обрамляющая дуга») — обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости стены. Как правило, служит элементом декорирования фасадов и интерьеров. Описанием архивольта также может служить лепной архитрав, или криволинейная тяга, обрамляющая лицевую поверхность арки или окна.

Архивольт

Портал (лат. porta — дверь, ворота) — архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения, как правило, имеющий масштабное обрамление с подробно разработанной орнаментацией.

Портал

Аркада — непрерывный ряд равных арок. Аркада с ордерной колоннадой называется ордерной аркадой.

Аркада

Э́ркер (нем. Erker) — выступающая за плоскость фасада часть помещения. Позволяет увеличить внутреннее пространство жилища, а также улучшить его освещённость и инсоляцию, в связи с чем эркер обычно остеклён, часто по всему периметру.

Э́ркер

Каннелюра – это вертикальный желоб на стволе колонны или пилястры (такие колонны называют каннелированными, в отличие от гладких).

Каннелюра

В статье перечислены основные архитектурные элементы фасада и стен.Фасадная архитектура очень разнообразна, есть еще большое количество и другие элементы фасада зданий и декора.

КЛАССИЧЕСКИЕ КОЛОННЫ. Ранний период развития архитектуры (до V в

ЛЕКЦИЯ Ордер

Ранний период развития архитектуры (до V в. до н. э.) получил название архаического. Древнегреческий ордер получил развитие именно во времена архаики.

В процессе формирования греческой архитектуры, предположительно в VIII в. до н. э., возникли вначале два художественных направления в архитектуре, два основных ордера: дорический и ионический, несколько позже (430 г. до н. э.) появился коринфский в интерьере храма Аполлона вБассах (Иктйн). Ордера с самого начала существенно различались в деталях и пропорциях.

Ордер в Древней Греции принадлежал не массовой архитектуре, а архитектуре, имеющей исключительное значение, обладающей важным идейным смыслом и связанной с духовной жизнью общества.

Архитектурные ордеры как композиционная система окончательно сложились в Древней Греции в VI—V вв. до н. э., ознаменовав начало классического периода в древнегреческой архитектуре.

Коринфский ордер появился позднее двух предыдущих (получает преобладающее значение в эпоху Александра Македонского). Он во многом напоминает ионический, отличие заключается в капители, имеющей форму колокола и украшенной стилизованными листьями аканфа. Коринфская капитель — это изображение в камне корзины или букета с листьями аканта, на которые опереть ничего нельзя. Знаменитый Памятник Лисикрата (334 г. до н. э.) — типичный пример абсолютно нефункционального и, с конструктивной точки зрения, ложного архитектурного сооружения, рассчитанного лишь на внешнее впечатление монументальности. Стена ничего не несет, а колонны приставлены к ней для красоты. Таковы тенденции позднего греческого искусства. Коринфский ордер не случайно наиболее широко использовался римлянами в неконструктивных, чисто декоративных целях.

Рис. Коринфский ордер

Нет сомнения, что на появление этого вида ордера оказала влияние Египетская архитектура, Египетские колонны, которые были «изобразительными», основанные на подражании формам растительного мира. Низ ствола нередко имел прямоугольный или криволинейный орнамент, имитирующий листья.

Рис. Египетские колонны

Разработанные архитектурные ордеры: дорический, ионический, коринфский стали художественным языком античности.

Зодчие Древнего Рима добавили тосканский и композитный. Классические ордеры оказали влияние на дальнейшее развитие стилей архитектуры.

Зодчие Древнего Рима добавили тосканский и композитный ордеры. Классические ордеры оказали влияние на дальнейшее развитие стилей архитектуры.

ВИДЫ КОЛОНН

ЕГИПЕТСКИЕ КОЛОННЫ – от геометрически правильных с квадратным сечением в виде граненых или каннелированных цилиндров до «изобразительных», основанных на подражании формам растительного мира.

КЛАССИЧЕСКИЕ КОЛОННЫ

ГРЕЧЕСКИЕ

ДОРИЧЕСКИЕ – ствол массивный, имеет утолщение внизу, каннелюры образуют острые углы

ИОНИЧЕСКИЕ – более прямые, ствол украшен каннелюрами (вертикальные желобки, чередующиеся с дорожками)

Коринфский ордер появился позднее двух предыдущих и во многом напоминал ионический. Отличие заключалось в капители, имеющей форму колокола и украшенной стилизованными листьями аканфа.

РИМСКИЕ

ТОСКАНСКИЕ – ствол гладкий, разработан римскими зодчими на основе дорического. Отсутствие триглифов на фризе, развитая база, более высокая капитель. В России тосканские колонны распространились в ХУ111 – нач. Х1Х века под названием римско-дорических.

Архитектуру Древней Греции и Древнего Рима впоследствии было принято считать эталоном прекрасной и совершенной архитектуры. Эпоха Возрождения первая после забвения античной архитектуры в Средние века восстановила в своих творениях формы античного ордера. Много позже к ним обратился классицизм.

Для эпохи античности характерно создание грандиозных ансамблей, храмов, триумфальных арок и колонн, арочных конструкций, применение крестовых сводов, позволивших иметь большое свободное пространство внутри здания. Ордерная система успешно применяется и через 2 тысячи лет для решения любых архитектурных задач.

Рис. Храм в Египте

Рис.Дорический ордер

Парфенон построен в 447—438 годах до н. э. архитектором Калликратом по проекту Иктина и украшен в 438—431 годах до н. э. под руководством Фидия при правлении Перикла. Парфенон является одним из наиболее красивых зданий сознанных человеком, в его конструкции отсутствуют прямые линии, а эффект симметрии получается за счет суживающихся кверху колонн и ступеней. Парфенон господствует над центром Афин и постоянно напоминает о Золотом веке в истории Древней Греции. V век ко н.э. – Золотой век

Рис. Парфенон

Рис. Эрехтейон

Эрехтейон (др.-греч. Ἐρέχθειον — храм Эрехтея) — выдающийся памятник древнегреческой архитектуры, один из главных храмов древних Афин, расположенный на Акрополе к северу от Парфенона. Постройка датируется 421—406 годами до н. э. Выполнен в ионическом ордере. Храм посвящён Афине, Посейдону и легендарному афинскому царю Эрехтею.

ГРЕЧЕСКИЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ ОРДЕР состоял из следующих основных элементов:

– трехступенчатого стереобата (основания) — цокольной части храма;

колонн (несущих опор), состоящих из:

ствола (фуст) — в целях устойчивости сужающегося кверху (энтазис), обработанного каннелюрами (вертикальными желобками),

капители – создающей более удобный переход от горизонтальных балок к вертикалям колонн; абака (квадратная плита капители) поддерживается круглой плитой в виде перевернутого усеченного конуса (эхин), который обеспечивает равномерную передачу нагрузки на колонну по всему ее сечению;

антаблемента (несомой конструкции, перекрывающей части сооружения), делящегося, в свою очередь, на:

фриз – в его средней полосе чередуются плиты с вертикальными врезами триглифами и промежутки метопы, иногда украшенные барельефами,

карниз– нависающий над всей конструкцией, предохраняющий ее от дождевой влаги, и своей четкой горизонталью завершающий композицию. На нижней грани карнизной плиты триглифам отвечали выступы с каплями (мутулы).

Выше антаблемента — треугольной формы фронтон, ограниченный сверху двумя скатами крыши.

Основные понятия:

АРХИТЕКТУРНЫЙ ОРДЕР – архитектурная композиция, опорная система, основана на художественно оформленной стоечно-балочной конструкции.

Начало развитию классической ордерной системы было положено еще в зодчестве Древнего Египта и архитектуре архаики.

ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ ОРДЕРА:

1) балочное перекрытие (антаблемент)

2) стойка – колонна (архитектурно обработанная

ОПОРА, круглая или прямоугольная в плане,

несущая часть стоечно-балочной конструкции),

основные элементы колонны:

— капитель,

3) подножие колонн– стереобат,

Типы ордеров различаются составом элементов, их формой и расположением, профилями, орнаментом…

Каждый ордер характеризуется определенными пропорциями его основных частей, размеры которых назначались в зависимости от основных частей, размеры которых назначались в зависимости от МОДУЛЯ.

МОДУЛЬ – мера, или условная единица, которую в архитектуре принимают для согласования между собой размеров отдельных частей здания или комплекса зданий и сооружений.

Использование модуля дает возможность добиться стройности, соразмерности, гармоничности пропорций архитектурного сооружения.

В различных странах в зависимости от композиции зданий и развития строительной техники за модуль принимались различные величины, например, в Древней Греции основной модуль – нижний диаметр колонны.

ДРУГИЕ МОДУЛИ: ширина триглифа, диаметр купола, расстояние между осями колонн

Коринфский ордер имеет сложные капитель (Рис. Г)и пьедестал. Стержень колонны равен 10 диаметрам, или 20 модулям. По колонне проходят 24 каннелюры, разделенные между собой дорожками, которые вверху и внизу заканчиваются полуокружностями. Капитель состоит из 16 волют, поддерживаемых двумя рядами акантовых листьев. Антаблемент имеет модульоны, которые расположены под слезником на некотором расстоянии друг от друга. Фриз ордера — гладкая плоскость, над которой располагается орнамент. Венчающий карниз сходен с ионическим. Все рельефные части ордера выполняются лепщиком, остальное — штукатурами.

Вместо круглых колонн часто устраивают квадратные, ровные или уменьшающиеся на конус. Такие колонны делают с капителью или без нее. Пилястры (половина колонны, выступающая из стены) чаща всего имеют вверху капитель. Пилястры бывают гладкие или с каннелюрами. Иногда делают рустованные колонны, т.е. о «дотацией каменной кладки.

Наследие древнегреческой архитектуры лежит в основе всего последующего развития мирового зодчества и связанного с ним монументального искусства. Причины такого устойчивого воздействия греческой архитектуры заключаются в объективных ее качествах: простоте, правдивости, ясности композиций, гармоничности и пропорциональности общих форм и всех частей, в пластичности органичной связи архитектуры и скульптуры, в тесном единстве архитектурно-эстетических и конструктивно-тектонических элементов сооружений. Древнегреческая архитектура отличалась полным соответствием форм и их конструктивной основы, составлявших единое целое. Основная конструкция — каменные блоки, из которых выкладывались стены. Колонны, антаблемент (лежащее на опоре-колонне перекрытие) обрабатывались различными профилями, приобретали декоративные детали, обогащались скульптурой. Греки доводили обработку архитектурных сооружений и всех без исключения деталей декора до высочайшей степени совершенства и отточенности. Эти сооружения можно назвать гигантскими произведениями ювелирного искусства, в которых для мастера не было ничего второстепенного[1].

Дата добавления: 2016-01-26 ; просмотров: 5690 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector