Что такое отработка и почему ее используют для отопления
Garant-vl.ru

Строительный портал

Что такое отработка и почему ее используют для отопления

Чем выгодно отопление на отработанном масле

При создании автономного отопления первоочередной вопрос – выбор самого выгодного и доступного топлива. Вариантов немало, помимо стандартных решений, есть и необычные. Когда в Америке 70-х ударил жесточайший нефтяной кризис, пользователи популярных дизельных котлов взялись за голову. Стало ясно, что дешёвого тепла уже не будет, срочно нужна альтернатива, желательно с наименьшими затратами. Производители оборудования, «подсуетились» и выпустили на рынок модифицированные горелки, способные сжигать различные масла, в том числе отработанные. Пользователям даже не пришлось менять теплогенераторы. В нашей стране отопление на отработанном масле сейчас уже вряд ли назовёшь экзотикой, хоть и бума не наблюдается, но интерес растёт.

Отработка как вид топлива

Технические характеристики и особенности использования

Масло является калорийным углеводородным сырьём, из которого давно научились извлекать «бесплатную» энергию. Бесплатную, потому что раньше отработку приходилось утилизировать, для многих предприятий это было серьезной проблемой, которая приносила немалые убытки, в том числе транспортные, а также от экологических штрафов и сборов. Иногда ненужные масла просто сбрасывают по-тихому на землю и в водоёмы, чем наносят серьёзный урон природе. А отходы эти крайне вредны.

К сведению: в частном секторе сжиганию для обогрева или утилизации подвергается только четверть от всего объёма (3 четверти исчезают в неизвестном направлении, скорее всего, на «удобрение» лесопосадок), в промышленности – с точностью до наоборот.

Сначала отработку подмешивали в солярку, применяемую для отопления – реальная экономия впечатлила. Потом стали применять как основное топливо. Разработчики горелок быстро достигли впечатляющих показателей КПД отопительных устройств в 90-94 процента. При сжигании одного литра отработанного масла получают до 10-11 кВт тепла в час (теплота сгорания до 45000 кДж). Этот показатель примерно такой же, как у обычного дизельного топлива. Если сырьё прошло предварительную очистку и стало «печным топливом», то энергоэффективность может быть на 20-25% выше. И не будем забывать, что цена вторичных масел значительно ниже дизеля, многим оно достаётся бесплатно (а предприятию удаётся с выгодой для себя решить вопрос обязательной утилизации).

Отопление отработанным маслом не всегда показывает одинаковую эффективность, важные технические характеристики топлива напрямую зависят от его происхождения и состава. Ключевыми будут следующие физико-химические параметры:

  • Плотность (определяет удельный запас энергии).
  • Вязкость + индекс вязкости (влияет на эффективность/удобство подачи и распыления).
  • Температура воспламенения.
  • Температура застывания при минусовых температурах.
  • Зольность (содержание твёрдых негорючих неорганических включений, которые выпадают в виде нагара).
  • Содержание воды.
  • Содержание других веществ (горючее, тосолы, присадки, кислоты, щёлочи и т.д.)

Где берут отработанное масло для отопления

Сжигать и получать тепло можно из любых масел, в том числе из составов растительного происхождения, например, из сковородок и фритюрниц кафе и ресторанов, рапсовое, подсолнечное и т.д. Но чаще всего в ход идёт продукт нефтепереработки:

  • моторное (из двигателей внутреннего сгорания);
  • индустриальное (в основном – смазка из трансмиссий, станков, насосов и других механизмов);
  • компрессорное (из холодильных установок, поршневых и ротационных компрессоров);
  • энергетическое (диэлектрик из трансформаторов, конденсаторов, кабелей).

Моторное масло самое доступное. Будущее топливо собирают с автомобилей на СТО и в гаражных кооперативах. Его также сливают с тракторов, комбайнов, тепловозов, лодок и кораблей, генераторов. Владельцы адаптированных жидкотопливных агрегатов, у которых собственного топлива недостаточно, закупают отработку (любой степени очистки) у поставщиков. Они скупают масло и подготавливают его. Доставляют энергоносители масловозами и закачивают потребителю в специальные ёмкости, которые часто сдают в аренду бесплатно. Ориентировочный диапазон цен для российского пользователя в 2015 году: 9-10 рублей за литр неочищенной отработки, 14-15 рублей – очищенное масло, около 20 рублей – «светлое» сырьё после глубокой регенерации.

Как выбрать отопительное устройство

Мощность теплогенератора подбирают по кубатуре отапливаемых помещений с учетом теплопотерь, которые нужно восполнять. Что касается конструкции устройства, то тут рекомендуется обращать внимание на конфигурацию здания, то есть выбрать оптимальный способ распределения тепла. В зависимости от принципа работы принято выделять следующие типы агрегатов:

  • без горелки (печи).
  • с горелкой (калориферы и котлы).

Печь на отработке

Самое простое устройство, подходит для небольших открытых площадей (один этаж, перегородки отсутствуют), когда нужно обогреть помещение быстро и дёшево. Примером такого объекта может служить цех, склад, бокс СТО, гараж. Так реализуют основное отопление или «догрев» до необходимой температуры. Мощность заводских теплогенераторов составляет от 10 до 80 кВт, многие из них имеют несколько режимов работы. Под кожух обычно встраивают бак емкостью 20-50 литров, который обеспечивает 1-2 суток бесперебойной работы.

Принцип работы большинства фабричных моделей основан на капельной подаче топлива на разогретую тарелку/чашу камеры сгорания, где воспламеняется масло. Из-за этого такие устройства часто называют «капельницами». Система может быть наддувной и содержать вентилятор для улучшения циркуляции воздуха-теплоносителя, поэтому такие приборы зависимыми от электроснабжения. В любом случае помещение обогревается воздухом, который нагревается от раскалённых стенок топки.

Среди отечественных пользователей большую популярность получила буржуйка на отработке. Это металлическое устройство, состоящее из двух ёмкостей и соединяющей их перфорированной трубы. Нижняя ёмкость содержит запас масла, с зеркала которого топливо испаряется (отверстие-вьюшка помогает регулировать производительность). Пары горят в трубе, смешиваясь с вторичным воздухом. Верхняя ёмкость служит одновременно камерой для дожига и теплообменником. Такое отопление на отработке не зависит от электричества.

Воздухонагреватели

Как и печь, обогреватель на отработанном масле в качестве теплоносителя использует воздух. Однако эти устройства способны функционировать в автоматическом режиме, не нуждаются в ежедневной чистке и снабжены жидкотопливной горелкой. Поэтому они, обладая высоким КПД, позволяют извлечь больше тепла с того же объёма топлива. Мощность агрегатов несоразмерно выше (от 28 до 350 кВт), естественно, применяются топливные баки большего объема – до 100 литров.

Важно! В конструкцию калорифера включают полноценный блок управления, иногда есть возможность подключать температурные датчики, выносные панели, GSM-модули и прочие устройства.

Делать разводку трубопроводов для калорифера не нужно. Тепло в помещение поступает прямо через решётки в корпусе. Нагретый от теплообменника воздух можно также разводить по сети воздуховодов, мощный нагнетающий вентилятор обычно встроен.

Отработка и котёл

Котлы отопления на отработанном масле – лучшее решение, если нужно развести тепло по крупному зданию. Это неоспоримое достоинство любого теплогенератора, запитывающего водяной контур отопления. Так как отопительное оборудование находится отдельно от обогреваемых помещений, котлы на отработке применяют не только на предприятиях, но также для обогрева жилых домов и приготовления воды ГВС (при использовании бойлера). Такой теплогенератор хорош, когда в одном здании цеха совмещены с офисом, например в сервисном центре для авто.

Важно! Вода или антифриз нагревается в теплообменнике и насосом транспортируется до радиаторов и обратно. Источником тепла служит пламя от наддувной горелки, хотя некоторые модели после настройки могут сжигать солярку, керосин и другие виды жидкого топлива.

Главный элемент котла на отработке (а также воздухонагревателя) – горелка. Именно она выполняет основные функции агрегата, для этого устройство укомплектовано солидным набором специальных компонентов:

  1. Топливный шланг необходим для забора масла из бака.
  2. Фильтр (иногда их несколько) очищает топливо от примесей.
  3. Насос перекачивает топливо для подготовки.
  4. Электрические нагревательные элементы (в небольших бачках или проточным способом) подогревают отработку до необходимой температуры.
  5. Поплавковые переключатели отвечают за дозировку топлива, дают команду насосу на подкачку или остановку.
  6. Система подачи сжатого воздуха к форсунке (встроенный или дополнительный компрессор) нужна для качественного распыления вязкого состава, каким является отработанное масло.
  7. Соленоидный клапан и датчик давления регулируют поступающий воздух.
  8. Форсунка смешивает воздух с маслом и распыляет этот состав в камере сгорания.
  9. Электроды поджигают воздушно-масляную смесь.
  10. Поджигающий трансформатор генерирует искру для электродов.
  11. Мотор с крыльчаткой нагнетает воздух в камеру сгорания.
  12. Пламяудерживающая головка формирует оптимальную форму факела.
  13. Система регулировки вторичного воздуха позволяет вносить коррективы в процесс горения.
Читать еще:  Как избавиться от конденсата и сырости в погребе или подвале

Практика показывает, что отопление на отработанном масле не выдумка и не маркетинговая пустышка. Оно может быть удобным и выгодным. Однако необходимо иметь доступ к этому топливу, тогда сравнительно недешёвое оборудование быстро окупится, позволит и дальше экономить деньги.

В чем достоинства и недостатки отопления отработанным маслом

Отопление – важный вопрос, с которым встречается каждый владелец дома или коттеджа. Помимо выбора оборудования необходимо определиться с обогревающей жидкостью. Все чаще люди задумываются о том, чтобы использовать масло, а не воду для системы отопления дома. Существует множество мнений касательно этого вопроса, в которых мы постараемся разобраться.

Отопление – это важно

Вопрос отопления возникает еще во время проектирования нового дома. Иногда он появляется при изменении режима эксплуатации. Так, например, человек мог приобрести себе дачный домик, в котором прошлые хозяева бывали только в теплое время. Теперь же он намерен посещать его поздней осенью и зимой. Что же делать? Не оставаться же в холодном помещении? Ответ очевиден – отопление. Важно выбрать какое именно и с каким теплоносителем. Это зависит от многих факторов.

Большинство старается использовать в своей системе воду, так как она является самым дешевым и энергоемким теплоносителем. При этом если температура упадет ниже нуля, то она замерзнет. В результате систему придется отогревать, и в лучшем случае заваривать некоторые лопнувшие трубы. В худшем – менять всю систему, включая котел. Такая ситуация не только не приятная, но и затратная.

Поэтому зимой для воды используются специальные добавки, препятствующие замерзанию. Они бывают разные, начиная от жидкости с минеральной солью, и заканчивая спиртовыми. Каждая обладает своими положительными и отрицательными качествами. Но все же, ни одну из них нельзя назвать идеальной. Именно в связи с этим многие задумываются не о том, что добавить в воду, а на что ее заменить.

Масло в качестве теплоносителя

Как многим известно, масло имеет значительно меньший порог замерзания, чем та же вода. Поэтому и появляются идеи использовать именно его в системе отопления. Как и во всем здесь есть свои достоинства и недостатки.

Достоинства

Отработанное масло в системе отопления имеет массу достоинств:

  1. В зимний период жидкость не замерзнет. Разве что температура в доме упадет до отметки в -35 градусов по Цельсию. Согласитесь, такое вряд ли будет.
  2. Не важно, как долго держится отрицательная температура – это никак не влияет на масло. Включить котел и начать отапливать помещение можно в любой момент.
  3. Низкая испаряемость за счет структуры.
  4. Нет необходимости дополнительно вливать какие-либо присадки для того, чтобы теплоноситель не замерзал.
  5. Масло обладает высокими антикоррозийными свойствами. Поэтому нет необходимости часто промывать систему.
  6. Имеет высокую термическую стабильность.

Недостатки

Несмотря на очевидные преимущества этого вида теплоносителя, все же существует ряд недостатков:

  1. Необходимость фильтрации перед вливанием в систему. Дело в том, что обычно отработка представляет собой смесь из множества масел разных марок и вязкости. Помимо этого, она содержит в себе сторонние компоненты в виде грязи и металла. Процесс очистки немалого объема может обойтись в крупную сумму.
  2. Наличие нужного количества. На данный момент еще нет компаний, которые занимаются целенаправленным сбором и очисткой масла для будущего вливания в системы отопления. А потому найти достаточное количество нужной консистенции будет проблематично.
  3. Высокая пожароопасность. В случае утечки возникает возможность воспламенения. Правда для этого жидкость должна войти в непосредственный контакт с открытым источником огня.
  4. Недопустимо использование котла с прямым нагревом.
  5. Замена всех резиновых прокладок и соединителей на маслостойкие, найти которые будет сложнее, так как обычные системы отопления ими не комплектуются. Кроме того, их покупка может обойтись в крупную сумму.

Особенности

Перед заливкой отработанного масла в систему важно проверить множество нюансов, которые в будущем повлияют на работу и комфорт жильцов.

Итак, известно, что этот теплоноситель текучий, даже в холоде. Но для обычного отопления – этого недостаточно. Теплое и остывшее масло имеет значительно отличающуюся друг от друга вязкость. Поэтому трубы в системе должны иметь одинаковый диаметр. А иногда на обратных отводах можно сделать и крупнее. Дело в том, что котел сам по себе разогревается быстро, но при этом не успевает проталкивать масло. В этом случае возможно даже закипание.

Также важно заранее подумать о размерах расширительного бачка. В водных системах обычно берется 10% от общего объема жидкости. С маслом дела обстоят немного сложнее, ведь при нагревании оно увеличивается больше, чем H2O. Несмотря на это уровень в системе все равно нужно время от времени проверять и при необходимости доливать. В таких конструкциях рекомендуется ставить баки, размером в 30% от общего объема.

Особенно важным условием в вопросе отопления дома отработанным и уже очищенным маслом является герметичность. В большинстве случаев с первого раза не получается полностью избежать протечек. Идеальным считается в таких местах накладывание нового сварного шва, так как прокладки и подобные элементы не решают ситуацию. После этого система запускается и проверяется на полную герметичность – в местах, где есть даже микроскопические отверстия, появляются небольшие капли. В этом случае желательно слить все масло и переварить проблемные места. При этом повторять процедуру нужно до полного исправления системы.

Необходимо обязательно обратить внимание на все соединительные резьбы. Очень важно, чтобы они были качественными, особенно на подаче. В противном случае при нагревании на них могут появляться небольшие капли. А иногда соединение даже будет протекать. При этом герметизировать подобный стык будет сложно. Можно сразу сказать, что решить проблему паклей или фумлентой не удастся. В некоторых случаях помогают специализированные герметики, способные выдерживать температуру до 400 градусов.

Если говорить в целом, использование масла в отопительной системе позволяет оставлять помещение на длительное время в любую погоду. И при этом нет необходимости волноваться за ее переохлаждение. Кроме того, с помощью этого теплоносителя можно нагревать батареи до больших температур, не боясь выхода из строя системы. Но, как и везде, существуют свои положительные и отрицательные стороны.

Отопление на отработанном масле: преимущества и особенности

Переработка и уничтожение производственных отходов – одна из задач, стоящих сегодня перед промышленными предприятиями. Отработанное масло, как один из распространенных видов отходов, попадая в окружающую среду, способно нанести ей существенный вред, а потому подлежит правильной утилизации. Использование отработки в качестве топлива для отопления – это не только эффективный способ избавиться от оставшихся после технологических процессов масел, но также возможность минимизировать расходы на обогрев помещений.

Что такое отработанное масло?

Отработанное масло – это любое использованное масло на нефтяной основе или синтетическое масло, загрязненное физическими и/или химическими примесями. Источников появления отработанного масла множество – от автомастерских до различных видов производств. Оно остается в результате работы двигателей, компрессорных установок, различных моторов.

К отработке относят:

Моторные масла и смазки в транспортных средствах — автомобильные трансмиссионные масла в легковых и грузовых автомобилях, моторные масла в двигателях, работающих на природном газе; масла в двигателях, работающих на альтернативном топливе; трансмиссионные жидкости; тормозные жидкости; гидравлические жидкости.

Отработанные индустриальные масла — компрессорные, турбинные и подшипниковые масла; гидравлические масла или жидкости; масла или масляные эмульсии для металлообработки, электроизоляционные масла; масла в холодильниках/блоках кондиционирования; смазки; теплоносители.

Сжигание отработанного масла возможно без предварительной обработки. Также отработка подвергается переработке с получением в результате темного или светлого печного топлива.

Кто производит отработанные масла?

Как правило, крупными производителями данного энергоносителя являются предприятия, эксплуатирующие масла в коммерческих или промышленных операциях, при техобслуживании транспортных средств или оборудования. Это автопарки и авторемонтные мастерские, станции техобслуживания, пункты замены масла, государственные автогаражи, металлообрабатывающие предприятия, морские и речные вокзалы и т.п.

Читать еще:  Лучевая схема разводки трубопровода: особенности

Этим предприятиям наиболее выгодно использовать отработку в качестве топлива для обогрева своих помещений – это поможет избавиться от отходов, подлежащих утилизации и в то же время сократить расходы на отопление. Также именно у них можно дешево купить отработанное масло – продается оно по цене от 3 до 13 рублей за литр в зависимости от качества. Это дает в цену от 30 копеек до 1,5 рублей за 1 кВт тепла. Для сравнения – магистральный природный газ обойдется в среднем 50 копеек за 1 кВт, дизель — 3,9 рубля за 1 кВт, электричество — 2,5-3,5 руб за 1 кВт.

Преимущества использования отработки в качестве топлива

  • Утилизация горючих отходов – для предприятий, где скапливаются масла это выгодное решение, чтобы сократить расходы на их уничтожение и связанные этим неудобства в виде хранения, транспортировки, сдачи.
  • Почти полная минимизация расходов на отопление.
  • Экономическая выгода — при сжигании 1 кг отработанного масла выделяется 10,8 кВт тепла, а цена за литр значительно ниже, чем на другие виды топлива.
  • Защита окружающей среды – огромное количество отработанных масел нелегально сбрасывается на почву и в водоемы, что очень опасно. Утилизируя отходы, Вы бережете природу.
  • Сохранение источников энергии – в связи с ограниченностью и исчерпаемостью энергоносителей цены на топливо постоянно растут. Это актуализирует использование вторичных энергоресурсов.

Отопительное оборудование на отработанном масле

Наиболее целесообразно применять отработку для отопления производственных и промышленных объектов. Основными устройствами, подходящими для этого, являются:

  • Котлы на отработанном масле, предусматривающие нагрев теплоносителя (обычно, воды). Характеризуются простым устройством, высокой эффективностью, долгим сроком службы.
  • Теплогенераторы на отработанном масле – это воздухонагреватели, агрегаты для воздушного отопления больших площадей. К ним также можно отнести печи на отработке.
  • Как для котла, так и для теплогенератора, у нас можно купить горелку на отработанном масле. В таких устройствах используются универсальные форсунки, что обеспечивает универсальность горелки — она сможет работать на дизеле, печном топливе, керосине, гидравлических и индустриальных маслах, автомобильных маслах.

Отопление на отработанном масле: мифы и реальность

Отработанное масло — это использованное по назначению гидравлическое, трансмиссионное, трансформаторное масло; масло растительного происхождения.

Заблуждение: отработанное масло (далее ОМ) непригодно для дальнейшего использования, оно подлежит немедленной утилизации или переработке.
Реальность: ОМ — прекрасное высококалорийное топливо. В мире существует множество компаний, производящих отопительное оборудование на отработанных маслах (воздухонагреватели, котлы). Одни производят передовое оборудование, другие — технически устаревшую неавтоматическую технику.

Заблуждение: отработанное масло трудно найти.
Реальность: ОМ собирают при замене масел в двигателях и узлах трения автомобилей, тепловозов, электровозов, швейных, метало- и деревообрабатывающих станков, танков, тракторов, кораблей, самоходных барж и катеров, подводных лодок, строительной техники, бензо- и дизель- генераторов, турбин электростанций, буровых установок и т.д. Так же рестораны, пекарни и т.п. ОМ окружает нас повсюду.

Вдумайтесь: в небольшом российском городе на 100 тыс. жителей приходится, как правило, 50 тыс. личных и служебных легковых и грузовых автомобилей. При замене масел в этих автомобилях сливается более 300 тыс. литров ОМ в год. А еще есть большие и маленькие промышленные предприятия со станками, погрузчиками и т.п., рядом десятки колхозов с сотнями тракторов. Каждый год в легковом автомобиле меняется в среднем 4 — 8 литров масла, а в станках, тракторах, грузовиках значительно больше.

Всё это масло в реальной жизни собирается, накапливается в ёмкостях и в дальнейшем сливается в почву, реже — сдаётся на переработку. В каждом регионе есть конкурирующие между собой компании занимающиеся продажей нового и сбором отработанного масла. Однако пока этот процесс далеко не везде организован и систематизирован.

Популярные модели

Заблуждение: при использовании в качестве топлива отработанного масла, увеличивается количество вредных выбросов в атмосферу.
Реальность: вспомните грузовик или автобус, едущий впереди вас, с коптящим двигателем на дизельном топливе и обгоняющую вас иномарку с современным дизельным двигателем. Действительно некоторые современные импортные горелки и специально разработанные для них котлы и воздухонагреватели полностью сжигают топливо, не дымят, экологически чисты. Сжигать ОМ в современных отопительных системах даже более экологично чем газ, уголь, дизель и т.п.

Заблуждение: в борьбе за экологическую чистоту отработанное масло надо перерабатывать, а не сжигать.
Реальность: если детально рассмотреть всю цепочку переработки и регенерации отработанных масел, можно придти к неожиданному выводу: выбросы при сжигании ОМ в специальном оборудовании (котлах и воздухонагревателях с наддувными горелками) значительно меньше, чем количество вредных веществ при переработке ОМ.
В процессе механической и химической очистки ОМ используется и образуется множество различных токсичных соединений, подлежащих специальному захоронению или высокотемпературному окислению (т.е. тому же самому сжиганию). Так же при очистке и переработке масел расходуются огромные энергоресурсы (нагрев при возгонке масел (крекинг), центрифугирование, фильтрация, перекачка, перевозки и т.п.).
Таким образом, как правило, ОМ при отсутствии селективного сбора (каждый вид масла собирается в отдельную емкость) экономически и экологически выгоднее использовать на месте в качестве топлива в специальных котлах и воздухонагревателях.

Заблуждение: эксплуатация котла или воздухонагревателя на отработанном масле подлежит лицензированию.
Реальность: эксплуатация котла или воздухонагревателя не требует лицензирования или специальных разрешений так же, как для любого оборудования, работающего на жидком топливе.

Заблуждение: что делать, если всё же у меня закончится отработанное масло, ведь оборудование тогда остановится?
Реальность: закончиться или отключиться может всё: газ, уголь, дрова, дизель, мазут, электричество. Огромным плюсом современных горелок на ОМ является то, что они работают также и на дизельном топливе без специальных регулировок. При перебоях в поставках ОМ можно использовать в качестве топлива дизельное и/или смесь его с отработкой.

Популярные модели

Заблуждение: оборудование на отработанном масле обходится дороже оборудования на дизеле.
Реальность: это не так. Оборудование на отработке хоть и имеет более высокую стоимость, но отопление на отработке значительно дешевле в эксплуатации из-за дешевизны топлива. К концу первого года эксплуатации стоимость котла и израсходованного топлива на отработке сравняется со стоимостью котла на дизельном топливе + топливо, а при дальнейшей эксплуатации вы получите существенную экономию. Кроме того, горелки на отработке, как правило, являются универсальными, т.е. работают и на ОМ и на дизеле.

Заблуждение: оборудование из-за своей сложности и специфики сжигания отработанного масла менее надёжное, чем оборудование на дизеле.
Реальность: коэффициент надёжности техники на ОМ выше, чем у дизельного оборудования из-за более высоких требований, предъявляемых к агрегатам на ОМ. Любое оборудование часто выходит из строя из-за неправильной эксплуатации и халатного отношения.

Заблуждение: оборудование на отработанном масле требует постоянного технического обслуживания (чистки, регулировки).
Реальность: если оборудование смонтировано правильно (ёмкость, топливная линия, дымоход), то горелка на ОМ требует технического обслуживания не чаще раза в год, аналогично любому отопительному оборудованию. Но, как и для любого отопительного оборудования, большое влияние на частоту обслуживания оказывает загрязнённость топлива.

Заблуждение: поскольку оборудование не распространено на рынке так, как дизельное, существует проблема с запасными частями и сервисом.
Реальность: безусловно, важно убедиться, что в вашем городе работает представительство и сервисный центр производителя оборудования.

Чем выгодно отопление на отработанном масле

При создании автономного отопления первоочередной вопрос – выбор самого выгодного и доступного топлива. Вариантов немало, помимо стандартных решений, есть и необычные. Когда в Америке 70-х ударил жесточайший нефтяной кризис, пользователи популярных дизельных котлов взялись за голову. Стало ясно, что дешёвого тепла уже не будет, срочно нужна альтернатива, желательно с наименьшими затратами. Производители оборудования, «подсуетились» и выпустили на рынок модифицированные горелки, способные сжигать различные масла, в том числе отработанные. Пользователям даже не пришлось менять теплогенераторы. В нашей стране отопление на отработанном масле сейчас уже вряд ли назовёшь экзотикой, хоть и бума не наблюдается, но интерес растёт.

Читать еще:  Как очистить плитку от клея?

Отработка как вид топлива

Технические характеристики и особенности использования

Масло является калорийным углеводородным сырьём, из которого давно научились извлекать «бесплатную» энергию. Бесплатную, потому что раньше отработку приходилось утилизировать, для многих предприятий это было серьезной проблемой, которая приносила немалые убытки, в том числе транспортные, а также от экологических штрафов и сборов. Иногда ненужные масла просто сбрасывают по-тихому на землю и в водоёмы, чем наносят серьёзный урон природе. А отходы эти крайне вредны.

К сведению: в частном секторе сжиганию для обогрева или утилизации подвергается только четверть от всего объёма (3 четверти исчезают в неизвестном направлении, скорее всего, на «удобрение» лесопосадок), в промышленности – с точностью до наоборот.

Сначала отработку подмешивали в солярку, применяемую для отопления – реальная экономия впечатлила. Потом стали применять как основное топливо. Разработчики горелок быстро достигли впечатляющих показателей КПД отопительных устройств в 90-94 процента. При сжигании одного литра отработанного масла получают до 10-11 кВт тепла в час (теплота сгорания до 45000 кДж). Этот показатель примерно такой же, как у обычного дизельного топлива. Если сырьё прошло предварительную очистку и стало «печным топливом», то энергоэффективность может быть на 20-25% выше. И не будем забывать, что цена вторичных масел значительно ниже дизеля, многим оно достаётся бесплатно (а предприятию удаётся с выгодой для себя решить вопрос обязательной утилизации).

Отопление отработанным маслом не всегда показывает одинаковую эффективность, важные технические характеристики топлива напрямую зависят от его происхождения и состава. Ключевыми будут следующие физико-химические параметры:

  • Плотность (определяет удельный запас энергии).
  • Вязкость + индекс вязкости (влияет на эффективность/удобство подачи и распыления).
  • Температура воспламенения.
  • Температура застывания при минусовых температурах.
  • Зольность (содержание твёрдых негорючих неорганических включений, которые выпадают в виде нагара).
  • Содержание воды.
  • Содержание других веществ (горючее, тосолы, присадки, кислоты, щёлочи и т.д.)

Где берут отработанное масло для отопления

Сжигать и получать тепло можно из любых масел, в том числе из составов растительного происхождения, например, из сковородок и фритюрниц кафе и ресторанов, рапсовое, подсолнечное и т.д. Но чаще всего в ход идёт продукт нефтепереработки:

  • моторное (из двигателей внутреннего сгорания);
  • индустриальное (в основном – смазка из трансмиссий, станков, насосов и других механизмов);
  • компрессорное (из холодильных установок, поршневых и ротационных компрессоров);
  • энергетическое (диэлектрик из трансформаторов, конденсаторов, кабелей).

Моторное масло самое доступное. Будущее топливо собирают с автомобилей на СТО и в гаражных кооперативах. Его также сливают с тракторов, комбайнов, тепловозов, лодок и кораблей, генераторов. Владельцы адаптированных жидкотопливных агрегатов, у которых собственного топлива недостаточно, закупают отработку (любой степени очистки) у поставщиков. Они скупают масло и подготавливают его. Доставляют энергоносители масловозами и закачивают потребителю в специальные ёмкости, которые часто сдают в аренду бесплатно. Ориентировочный диапазон цен для российского пользователя в 2015 году: 9-10 рублей за литр неочищенной отработки, 14-15 рублей – очищенное масло, около 20 рублей – «светлое» сырьё после глубокой регенерации.

Как выбрать отопительное устройство

Мощность теплогенератора подбирают по кубатуре отапливаемых помещений с учетом теплопотерь, которые нужно восполнять. Что касается конструкции устройства, то тут рекомендуется обращать внимание на конфигурацию здания, то есть выбрать оптимальный способ распределения тепла. В зависимости от принципа работы принято выделять следующие типы агрегатов:

  • без горелки (печи).
  • с горелкой (калориферы и котлы).

Печь на отработке

Самое простое устройство, подходит для небольших открытых площадей (один этаж, перегородки отсутствуют), когда нужно обогреть помещение быстро и дёшево. Примером такого объекта может служить цех, склад, бокс СТО, гараж. Так реализуют основное отопление или «догрев» до необходимой температуры. Мощность заводских теплогенераторов составляет от 10 до 80 кВт, многие из них имеют несколько режимов работы. Под кожух обычно встраивают бак емкостью 20-50 литров, который обеспечивает 1-2 суток бесперебойной работы.

Принцип работы большинства фабричных моделей основан на капельной подаче топлива на разогретую тарелку/чашу камеры сгорания, где воспламеняется масло. Из-за этого такие устройства часто называют «капельницами». Система может быть наддувной и содержать вентилятор для улучшения циркуляции воздуха-теплоносителя, поэтому такие приборы зависимыми от электроснабжения. В любом случае помещение обогревается воздухом, который нагревается от раскалённых стенок топки.

Среди отечественных пользователей большую популярность получила буржуйка на отработке. Это металлическое устройство, состоящее из двух ёмкостей и соединяющей их перфорированной трубы. Нижняя ёмкость содержит запас масла, с зеркала которого топливо испаряется (отверстие-вьюшка помогает регулировать производительность). Пары горят в трубе, смешиваясь с вторичным воздухом. Верхняя ёмкость служит одновременно камерой для дожига и теплообменником. Такое отопление на отработке не зависит от электричества.

Воздухонагреватели

Как и печь, обогреватель на отработанном масле в качестве теплоносителя использует воздух. Однако эти устройства способны функционировать в автоматическом режиме, не нуждаются в ежедневной чистке и снабжены жидкотопливной горелкой. Поэтому они, обладая высоким КПД, позволяют извлечь больше тепла с того же объёма топлива. Мощность агрегатов несоразмерно выше (от 28 до 350 кВт), естественно, применяются топливные баки большего объема – до 100 литров.

Важно! В конструкцию калорифера включают полноценный блок управления, иногда есть возможность подключать температурные датчики, выносные панели, GSM-модули и прочие устройства.

Делать разводку трубопроводов для калорифера не нужно. Тепло в помещение поступает прямо через решётки в корпусе. Нагретый от теплообменника воздух можно также разводить по сети воздуховодов, мощный нагнетающий вентилятор обычно встроен.

Отработка и котёл

Котлы отопления на отработанном масле – лучшее решение, если нужно развести тепло по крупному зданию. Это неоспоримое достоинство любого теплогенератора, запитывающего водяной контур отопления. Так как отопительное оборудование находится отдельно от обогреваемых помещений, котлы на отработке применяют не только на предприятиях, но также для обогрева жилых домов и приготовления воды ГВС (при использовании бойлера). Такой теплогенератор хорош, когда в одном здании цеха совмещены с офисом, например в сервисном центре для авто.

Важно! Вода или антифриз нагревается в теплообменнике и насосом транспортируется до радиаторов и обратно. Источником тепла служит пламя от наддувной горелки, хотя некоторые модели после настройки могут сжигать солярку, керосин и другие виды жидкого топлива.

Главный элемент котла на отработке (а также воздухонагревателя) – горелка. Именно она выполняет основные функции агрегата, для этого устройство укомплектовано солидным набором специальных компонентов:

  1. Топливный шланг необходим для забора масла из бака.
  2. Фильтр (иногда их несколько) очищает топливо от примесей.
  3. Насос перекачивает топливо для подготовки.
  4. Электрические нагревательные элементы (в небольших бачках или проточным способом) подогревают отработку до необходимой температуры.
  5. Поплавковые переключатели отвечают за дозировку топлива, дают команду насосу на подкачку или остановку.
  6. Система подачи сжатого воздуха к форсунке (встроенный или дополнительный компрессор) нужна для качественного распыления вязкого состава, каким является отработанное масло.
  7. Соленоидный клапан и датчик давления регулируют поступающий воздух.
  8. Форсунка смешивает воздух с маслом и распыляет этот состав в камере сгорания.
  9. Электроды поджигают воздушно-масляную смесь.
  10. Поджигающий трансформатор генерирует искру для электродов.
  11. Мотор с крыльчаткой нагнетает воздух в камеру сгорания.
  12. Пламяудерживающая головка формирует оптимальную форму факела.
  13. Система регулировки вторичного воздуха позволяет вносить коррективы в процесс горения.

Практика показывает, что отопление на отработанном масле не выдумка и не маркетинговая пустышка. Оно может быть удобным и выгодным. Однако необходимо иметь доступ к этому топливу, тогда сравнительно недешёвое оборудование быстро окупится, позволит и дальше экономить деньги.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector