Оголовок вентиляционной трубы на крыше
Garant-vl.ru

Строительный портал

Оголовок вентиляционной трубы на крыше

Вентиляционный дефлектор на вытяжную трубу – конструкция и принцип работы

В отличие от дымоходов, оголовки вертикальных шахт вытяжной вентиляции всегда накрываются зонтами. Попадание осадков внутрь воздуховода нежелательно – воде некуда деваться. Суть проблемы: защитный колпак создает дополнительное аэродинамическое сопротивление воздушному потоку. Работа естественной вытяжки ухудшается, а при недостатке тяги прекращается вовсе.

Вопрос решается так: на конец трубы вместо традиционного «грибка» монтируется вентиляционный дефлектор. Установка выполняется своими руками, но сначала нужно подобрать конструкцию вытяжного устройства.

Зачем нужен дефлектор

Для лучшего понимания вопроса приведем данные из справочной литературы. Величина местного сопротивления потоку воздуха в системах вентиляции характеризуется безразмерным коэффициентом ξ. Чем больше его значение, тем сильнее фасонный элемент – зонт, колено, шибер — замедляет движение газов по трубопроводу.

Применительно к нашим случаям коэффициент составляет:

  • на выходе воздушного потока из открытой трубы любого диаметра ξ = 1;
  • если канал накрыт классическим колпаком, ξ = 1.3—1.5;
  • на трубе установлен зонт Григоровича с диффузором (расширение сечения), ξ = 0.8;
  • насадка Волпера цилиндрическая либо звездообразная «Шенард», ξ = 1;
  • дефлектор типа ЦАГИ, ξ = 0.6.

Примечание. Здесь нет ошибки – даже при свободном выбросе из шахты воздушная струя преодолевает местное сопротивление от внезапного расширения. Источник: «Справочник по теплоснабжению и вентиляции», издание 1976 г.

Итак, дефлектор — это насадка, которая под действием ветра создает разрежение на выходе из вертикального вентканала и таким образом уменьшает аэродинамическое сопротивление потоку. То есть, выступает усилителем тяги.

Вдобавок вытяжное устройство решает такие задачи:

  • защищает воздуховод от осадков;
  • не позволяет ветру задувать внутрь трубы;
  • препятствует возникновению обратной тяги (опрокидывания).

Принцип работы любого дефлектора основан на двух эффектах: разрежение от ветровой нагрузки и эжекция (увлечение) медленного потока газов более быстрым. Хотя некоторые зарубежные производители реализуют механическое побуждение – попросту оснащают зонт электрическим вентилятором. Рассмотрим устройство каждой конструкции по отдельности.

В этом ракурсе хорошо видно, что сечение нижнего патрубка насадки не уменьшается, значит, скорость и давление газов не изменяется

Замечание. В интернете работу подобных колпаков часто объясняют действием закона Бернулли либо эффекта Вентури. Оба физических явления предполагают сужение воздуховода, ускорение потока и падение давления. В действительности дефлекторы не уменьшают сечение канала (смотрите выше на фото) — разрежение создается исключительно силой ветра.

Разновидности насадок

Сейчас можно приобрести в готовом виде либо сделать самостоятельно следующие виды колпаков – усилителей тяги:

  • дефлектор ЦАГИ с расширением вентканала — диффузором;
  • цилиндрический «грибок» Волпера;
  • Н-образный коллектор из труб;
  • колпак – флюгер (в народе — «подхалим»);
  • сферическая ротационная насадка – так называемый турбодефлектор;
  • статодинамическое открытое устройство типа «Astato».

Включать в список и рассматривать обычные зонтики бессмысленно – подобные изделия не улучшают тягу, лишь прикрывают срез трубы от дождя.

Устройство колпаков типа ЦАГИ

Данная конструкция разработана в период СССР профильным НИИ (научным институтом). Дефлектор состоит из таких деталей (показаны на чертеже):

  • нижний стакан с диффузором (расширением) на конце;
  • внешний корпус – обечайка из кровельной стали цилиндрической формы;
  • крышка в виде зонта;
  • стойки крепления крышки из металлических полос.

Схема работы изделия проста: ветровой обдув корпуса с любой стороны создает зону разрежения над открытым сверху диффузором. Поступающие из шахты отработанные газы увлекаются этим разрежением, выходят наружу и подхватываются ветром – срабатывает принцип эжекции.

Ниже в таблице представлены характеристики типовых дефлекторов ЦАГИ – размеры, производительность в зависимости от скорости ветрового потока.

Замечание. Производительность указана без учета сопротивления системы воздуховодов, пересекающих крышу. Реальный объем вытяжки зависит от высоты подъема трубы и перепада температур внутреннего/наружного воздуха.

Из всех статичных усилителей тяги колпак ЦАГИ признан наиболее эффективным, невзирая на почтенный возраст разработки. Плюсы конструкции:

  • простота в изготовлении, установке;
  • максимальная защита от попадания дождя и снега, опрокидывания тяги;
  • надежность, отсутствие вращающихся деталей;
  • направление ветровых потоков не играет роли;
  • наименьший коэффициент сопротивления (ξ = 0.6).

Недостаток дефлектора – зависимость от скорости ветра. Если потоки движутся медленнее 2 м/с, эффективность устройства стремится к нулю. Впрочем, штиль оказывает негативное влияние на работу любой насадки, призванной усиливать естественную тягу в вентканале.

Колпак работает благодаря ветровому подпору — над срезом воздуховода возникает разрежение

Обратите внимание: в современных версиях ЦАГИ заводского изготовления предусматривается утепление нижнего стакана, если колпак крепится к крышной сэндвич-трубе. Под «грибком» мы видим юбку, хотя проходное сечение канала не уменьшается.

Статический зонт Волпера

Этот дефлектор скорее является ветрозащитным устройством, нежели усилителем природной тяги. Хотя потери давления на выходе потока насадка успешно компенсирует. Конструкция включает следующие элементы:

  • нижний патрубок (стакан);
  • верхний цилиндрический стакан с вогнутыми стенками;
  • конусный зонт;
  • соединительные полосы.

Колпак устанавливается на воздуховод круглого сечения либо прямоугольную шахту через переходник. Как работает дефлектор вентиляции Волпера:

  1. Прямые ветровые потоки отражаются вверх и вниз вогнутой поверхностью верхней обечайки.
  2. Струя, проходящая между зонтом и срезом стакана, создает область пониженного давления внутри корпуса.
  3. Вытяжной воздух меняет направление движения – вытекает сквозь зазор под «юбкой».

Насадка уступает конструкции ЦАГИ в эффективности, зато лучше защищает воздуховод от порывов ветра. Сделать изогнутый стакан сложнее, потому домашние умельцы попросту изготавливают конус. Для повышения производительности под зонтом ставится аналогичная тарелка в зеркальном отражении, как показано на видео:

Н-образная насадка

Эта оригинальная конструкция представляет собой узел из труб в виде русской буквы «Н», вытяжка подключена к середине воображаемой перекладины. С какой бы стороны ветер ни задул в открытые трубы – сверху или снизу – более быстрый поток станет эжектировать (увлекать за собой) воздушную струю из вентиляционного стояка.

Преимущество Н-образного дефлектора – почти стопроцентная защита от задувания ветра, обратной тяги, попадания влаги и обмерзания. Указанные плюсы перечеркиваются не менее существенными минусами:

  1. Проблемы с аэродинамикой — чтобы выйти на улицу, воздух преодолевает 2 поворота 90°. Потери компенсирует поток ветра, но сила тяги возрастает минимально. Отсюда низкая производительность вытяжной насадки.
  2. Приспособление довольно громоздкое, поэтому крепеж на трубе затруднен.
  3. Н-дефлектор не слишком красиво выглядит. Представьте ситуацию, когда на кровлю выведены 2—3 вентканала с подобными колпаками.

Колпак максимально предохраняет от задувания и опрокидывания тяги, но сам создает немалое сопротивление вытекающим газам

Дополнение. Мы пропустили 1 преимущество насадки – ее несложно собрать своими руками из готовых тройников. Применить изделие можно для вентиляции подсобных строений, например, бани или теплого сарая.

Турбодефлекторы и флюгеры

Мы объединили эти 2 разновидности насадок в один раздел из-за схожести принципа действия:

  1. Сферический ротационный дефлектор с множественными полукруглыми лопастями вращается силой ветра. Над оголовком трубы (внутри шара) образуется разрежение, эффективность вытяжки возрастает.
  2. Флюгер с крылом всегда поворачивается «спиной» к ветру, предотвращая задувание внутрь ствола. За корпусом насадки образуется зона пониженного давления (аэродинамическая тень), воздушная струя охотнее покидает вертикальный канал.

Опорный элемент колпака-флюгера частично перекрывает проходное сечение вентканала

По эффективности динамические колпаки выигрывают у статических, но имеют ряд особенностей эксплуатации:

  • в безветренную погоду турбодефлекторы и «подхалимы» не крутятся, соответственно, тягу не улучшают;
  • узел вращения – подшипник либо втулка – требует обслуживания (смазки), зимой рискует обмерзнуть;
  • заклинивший флюгер может заломить резким порывом ветра;
  • насадки слабо защищают от косого дождя либо снега.

Справка. Цены флюгеров и ротационных дефлекторов выше, чем статических насадок. Пример: заводской зонт ЦАГИ, сделанный по серии 5.904.51, стоит от 23 у. е., турбодефлектор – 38 у. е. Вывод: за эффективность придется доплачивать, плюс ежегодно забираться на крышу и обслуживать вентиляционный девайс.

Как работает флюгер сравнительно с открытой трубой, смотрите на видео:

Что такое оголовок печной и вентиляционной трубы + особенности монтажа

Доборные элементы кровли – это изделия, которые оформляют основные функциональные элементы крыши. Они выполняют эстетические и защитные функции.

Эстетическая функция проявляется в декоративном обустройстве стыков и пересечений материалов покрытия, а защита кровли обеспечивается предотвращением проникновения влаги и грязи в пространство ее пирога.

Оголовок дымохода – это один из важнейших доборных элементов. Он представляет собой изделие, закрепляемое на вершине выхода печной трубы, которое украшает ее и защищает от негативных внешних воздействий.

Что представляет из себя оголовок дымохода

Конструкция стандартного выхода печной трубы, имеющего прямоугольную форму, достаточно несовершенна. Она не препятствует попаданию пыли и осадков в дымоход, а при большой ветровой нагрузке в трубе образуется обратная тяга дымовых газов, вызываемая повышенным давлением движущегося воздуха. Данные факторы могут значительно уменьшить срок эксплуатации дымохода.

Во избежание этого, к вершине выхода печной трубы прикрепляется оголовок. Существует большое количество вариаций форм и материалов изготовления этого изделия, но его неотъемлемой чертой является наличие защитного колпака, который возвышается над выходом трубы и защищает ее от попадания внутрь влаги и грязи.

Дефлектор, дымник, флюгарка, зонт, колпак – это синонимы понятию оголовка, но между некоторыми из этих наименований есть незначительные различия. Так, дефлектором называется изделие со встроенным диффузором, отвечающим за правильное распределение проходящих через трубу потоков воздуха. Он предотвращает образование обратной тяги при ветровой нагрузке и усиливает прямую тягу.

Зонт – это изделие, основной функцией которого является защита внутреннего пространства дымохода от попадания влаги и мусора. В отличие от дефлектора, он не всегда оснащается диффузором.

Читать еще:  Как правильно делать крышу из металлочерепицы

Флюгарка – это оголовок с установленным флюгером, определяющим направление ветра.

Некоторые виды оголовков оснащаются искрогасителями для предотвращения попадания вылетающих из трубы искр на кровельное покрытие. Самый простой способ установки искрогасителя – это монтаж металлической сетки между основанием оголовка и его крышей, которая заодно будет обеспечивать дополнительную защиту колпака от попадания мусора.

Разновидности

Оголовки классифицируются по трем признакам: по материалу изготовления, по форме изделия и по наличию дополнительных функциональных элементов.

Основные материалы производства оголовков представлены медью, сталью и цинк-титановым сплавом.

Самый простой и дешевый вариант – это стальной колпак. Недостатком материала является небольшой срок эксплуатации, составляющий 8-10 лет. Изделия из нержавеющей стали могут прослужить 20-30 лет.

Медные оголовки более долговечные (срок службы – до 50 лет), но при их монтаже могут возникнуть затруднения, так как все крепежные элементы тоже должны быть медными во избежание окисления металла.

Цинк-титановые оголовки отличаются относительной дороговизной, но это самый надежный и долговечный вариант изделия.

Различия в формах изделий определяются конструкцией крыши оголовка. Она может быть:

  • Двухскатной. Самый простой вариант, такое изделие легко сделать своими руками.
  • Четырехскатной. По форме она похожа на вальмовую крышу и применяется для обустройства прямоугольных труб.
  • Плоской. Отличается простотой монтажа и хорошо соответствует минималистическому стилю оформления кровли. Но отсутствие скатов усложняет сход влаги и снежных масс с колпака.
  • Конусообразным зонтом. Крышей такой формы оснащаются оголовки круглых труб. Основное достоинство конструкции – нет необходимости в установке капельника.

Дополнительные функциональные элементы представлены:

  • Диффузором (дефлектор).
  • Флюгером (флюгарка).
  • Откидной крышей, позволяющей регулярно прочищать внутренность оголовка без его демонтажа.
  • Двойной крышей (для декорирования и улучшения воздухообмена).
  • Металлической сеткой (защита от выхода искр и попадания грязи).
  • Прочими декоративными элементами.

Выбор оголовка

Выбор изделия определяется характеристиками отопительной системы. Для простой печной трубы будет достаточно стандартного колпака, который предотвратит попадание в нее влаги и предоставит минимальную защиту от обратной тяги.

Если через трубу проходит значительное количество дымовых газов или дом находится в местности с постоянными и сильными ветрами, но необходима установка оголовка с диффузором.

Тип печной трубы не оказывает существенного влияния на выбор разновидности колпака, различаться будут лишь особенности крепежных элементов и методы монтажа.

Технология монтажа

Основное требование строительных норм заключается в том, что оголовок не должен затруднять выхода дымовых газов из трубы.

Чтобы ему соответствовать, нужно соблюдать ряд принципов:

  • При удалении трубы от конька крыши на 1,5 метра и менее вершина колпака должна возвышаться над коньком как минимум на 50 сантиметров.
  • При удалении трубы от конька на 1,5-3 метра оголовок должен находиться с ним на одной горизонтальной линии.
  • При удалении трубы от конька на 3 метра и более оголовок не должен находиться ниже прямой линии, проведенной от вершины крыши под углом 10 градусов.
  • Если высота внешней дымоходной кладки составляет 1,2 метра и более, то перед установкой колпака нужно закрепить трубу крышевыми растяжками.

Большинство моделей оголовков являются сборными, что упрощает их монтаж. Общий алгоритм установки стандартен для всех доборных элементов: сначала производится крепеж основного изделия и его дополнительных деталей, затем все стыки герметизируются.

Оголовок не должен затруднять выхода дымовых газов из трубы

Первой устанавливается нижняя часть колпака, прикреплять ее надо к верхушке дымовой трубы. В качестве крепежных элементов используются шурупы или заклепки.

Далее устанавливаются промежуточные элементы и верхушка конструкции, которые соединяются между собой с помощью кронштейнов. Для герметизации стыков используются составы на основе каучука или силикона. Особое внимание стоит уделить изоляции стыков оголовка и дымохода.

Самостоятельное изготовление

Ниже представлен алгоритм изготовления двухскатного дымника для прямоугольной вентиляционной трубы, так как именно такое изделие проще всего сделать самостоятельно.

Потребуется следующий набор инструментов:

  • Ножницы по металлу.
  • Тиски.
  • Перфоратор.
  • Металлические уголки.
  • Металлический лист.
  • Четыре отрезка профильной трубы.

Сначала нужно замерить диаметр трубы дымохода, что изделие подходило к ней. К результатам замеров прибавляются 5 миллиметров. Затем нужно сварить основание для оголовка из четырех кусков металлического уголка. По углам полученной конструкции привариваются стойки, на которые будет опираться крыша оголовка.

Устройство своими руками

Далее к основанию привариваются подпорки колпака на высоте около 20 сантиметров, так как нижняя часть изделия будет опущена в трубу для лучшей фиксации.

Стальной лист, вырезанный в соотношении 2х3, нужно согнуть в тисках под углом 90 градусов так, чтобы он образовал конструкцию с двумя скатами. Она прикрепляется к стойкам с помощью металлических пластин.

Оптимальная ширина пластины составляет 20 мм, в каждой пластине нужно просверлить отверстие для крепежа. В заготовке крыши просверливаются отверстия для самих пластин и для их крепежа.

Изготовление прямоугольного оголовка

Перед установкой металлического листа все детали покрываются грунтовкой. Затем пластины привариваются к стойкам, и на них надевается крыша. Предварительно сделанные отверстия совмещаются и фиксируются заклепками. Готовая конструкция монтируется на дымоход.

Заключение

Оголовок – это один из множества доборных элементов кровли. Он защищает трубу от грязи и влаги, а некоторые модели значительно улучшают тягу, увеличивая коэффициент полезного действия всей отопительной системы.

Наиболее качественными считаются изделия из нержавеющей стали и цинк-титанового сплава. Многообразие дополнительных функциональных элементов позволяет выбрать оголовок для любого типа трубы.

Колпак на трубу дымохода (оголовок) – особенности выбора и монтажа

Колпак на трубу дымохода применяется для обеспечения защиты внутренней части отопительной системы от задувания ветра, попадания атмосферных осадков и т. д. Важным является выбор оголовка правильной конструкции и формы. Современный колпак на трубу дымохода (оголовок) выпускается в широком разнообразии цветов, форм, конструктивных и визуальных решений.

Оголовок — это важный элемент дымоходной системы и обязательно должен быть установлен на трубе

Виды оголовков труб дымохода

Установка колпака на трубе дымохода дает такие преимущества:

  • защищенность дымохода от попадания в него влаги;
  • невысокая стоимость дефлектора;
  • предотвращение возможных перепадов давления и его нормализация внутри трубы;
  • защита от разрушения дымохода.

Дефлектор производится различной формы, что влияет на его характеристики и способ применения. Основными видами являются:

  • обычный зонт (оголовок);
  • колпак с флюгером;
  • дефлектор;
  • колпак с вальмовой крышей.

Обычный оголовок дымовой трубы имеет вид конуса либо четырехскатной кровли. Он считается оптимальным вариантом, а его стоимость зависит от конкретных габаритов. Оголовок с флюгером отличается от обычного только наличием декоративных элементов.

Обратите внимание! Колпаки (оголовки, зонты), а также иные конструкции могут несколько снизить тягу, а также привести к появлению обратной тяги.

Дефлектор предназначен для рассеивания потоков и предотвращения их попадания внутрь трубы. Если его совместить с колпаком, то производительность будет снижена. Колпак с вальмовой крышей применяется для защиты от осадков (дождя). Он отличается более высокой прочностью.

Самый простой вариант оголовка служит для защиты дымохода от мусора и осадков

Как выбрать колпак на трубу дымохода

Функциями колпаков являются усиление тяги, предотвращение разрушения кладки из кирпича, увеличение коэффициента полезного действия дымоходной трубы (до 20%). Поэтому к выбору оголовка необходимо отнестись очень серьезно.

На начальном этапе необходимо определиться с конструктивными особенностями оголовка. Для печной трубы достаточно будет обычного колпака, который эффективно защитит от влаги и дождя, а также предотвратит задувание в печку.

Для более сложных дымоотводных систем требуется подбор колпака с конусом для разнесения дыма и со встроенным дефлектором. Отличия оголовков в зависимости от типа дымохода заключаются в технологии монтажа защитного колпака и особенностях элементов крепления.

Важен также выбор материала изготовления оголовков. Медные конструкции дороже, чем стальные, но они более надежны и долговечны. Характеристики цинк-титановых образцов близки к медным и отличаются высокой прочностью. Изделия из стали имеют срок эксплуатации 10-15 лет.

Для сложных дымоходных систем может понадобиться оголовок с дополнительными элементами — искрогасителем или дефлектором

Некоторые модели имеют специальную защитную сетку, которая препятствует проникновению мусора внутрь трубы, но она незначительно ослабляет тягу.

Конструктивные особенности колпаков

Колпаки дымовых труб состоят из 4 частей:

  • юбки или примыкания к кровле;
  • каркаса или кирпичной кладки;
  • декоративного обрамления дымовой трубы;
  • непосредственно колпака для трубы дымоходы.

Оголовок обычно обрамляется снизу листом из нержавейки – отражателем, который отводит от него тепло.

Обратите внимание! Колпак дымовой трубы должен закрывать верхние горизонтальные ее поверхности. Если на ней есть расширение, то следует закрыть и его.

Конструктивно колпаки делятся на такие виды:

  • с многоскатной крышей;
  • с флюгером;
  • с плоским верхом;
  • с крышкой, которая открывается;
  • с вентиляционным просветом;
  • с искроуловителем.

Оголовки для дымохода, имеющие многоскатные крыши, обеспечивают самое результативное проветривание, а в зимний период предотвращают накопление снега. Конструкции с крышкой значительно проще обслуживать. Благодаря наличию вентиляционного отверстия обеспечивается свободный выход продуктов горения. Оголовок труб дымоходов, имеющие искроуловители, предусмотрены для приборов, работающих на дровах или торфе, в зданиях с крышей из горючих материалов.

Колпак с флюгером будет не только защитой дымохода, но и стильным украшением для здания

Колпак на дымоход должен легко на него надеваться, поэтому для определения его размеров необходимо на 4-5 мм увеличить наибольшие линейные параметры трубы. Упор на расширения может быть под углом 90 градусов или наклонный.

Читать еще:  Как постелить металлочерепицу на крышу

Классификация по материалу изготовления

От материала, который использован при производстве колпака, зависит его долговечность. Оголовки выпускаются из меди, стали и цинк-титана.

Наиболее популярными являются медные конструкции. Поскольку медь является химически активным металлом, то со временем происходит разрушение деталей по причине ее вступления в реакции с иными элементами. Обеспечение долгого эксплуатационного срока (больше 50 лет) зависит выполнения всех требований при монтаже. Элементы крепления таких оголовков также выполняются из меди.

Не рекомендуется использовать колпаки, выполненные из окрашенной стали, в зданиях на дровяном отоплении. Они быстро покроются копотью и под действием высоких температур изменят цвет.

Колпаки из меди будут служить дольше, чем изделие из любого другого материала

Также можно встретить оголовки из полиэстера и оцинкованной жести. Такие варианты более экономичны, они способны поддерживать свои защитные параметры (до 10 лет) в условиях повышенной влажности и перепада температур.

Монтаж дефлектора на трубу дымохода

Правильно установленный дефлектор позволяет дымоходу качественно и правильно работать. Принцип его действия основывается на использовании ветряных потоков в качестве дополнительного инструмента для усиления или выравнивания уровня тяги. Общепринятыми конфигурациями дефлекторов на дымовые трубы являются:

  • дефлектор типа ЦАГИ;
  • круглый дефлектор;
  • отражатель конструкции Григоровича;
  • дефлектор Н-образного и открытого типа.

Конструктивно такой элемент дымохода состоит из цилиндра нижнего типа, диффузора и зонтика. Он производится из оцинкованной стали, которая не подвержена коррозии. Ветряной поток сталкивается с дефлектором и огибает его целиком, что позволяет проникать воздуху в верхнюю часть изделия и усиливать тягу. Кроме того, происходит вытягивание застоявшегося в системе дыма.

Обратите внимание! Интенсивное перемещение воздуха в дефлекторе увеличивает тягу в несколько раз.

В дымоходные и вентиляционные системы воздух проникает через специальные зазоры, находящиеся в верхнем цилиндре. Низовой ветер может затруднить отведение дыма и понизить тягу в трубе. Для борьбы с такими потоками дефлекторы оснащаются специальным устройством – осью на 2 подшипниках, которые расположены на различных уровнях. На нее устанавливается ширма, флюгерное полотно, крышка.

Существует несколько разновидностей дефлекторов, самый простой можно изготовить собственноручно

Можно изготовить самодельные дефлекторы на дымовые трубы, но, если конструкция будет некачественной, то работоспособность дымохода будет нарушена.

Этапы установки оголовка

В большинстве случаев колпак на трубу дымохода можно установить самостоятельно. Производитель обычно прилагает инструкцию или специальный вкладыш к изделиям. Практически все оголовки для дымохода представляют собой разборные конструкции, которые в таком виде и монтируются.

Оголовок дымовой трубы чаще всего крепится на заклепки или металлические шурупы. Важно обеспечить качественную фиксацию всех элементов. По завершению операций с основанием конструкции приступают к установке специальных частей, которые в установленной последовательности просто прикручиваются. Для работы лучше использовать кронштейны или болты от производителя.

На последнем этапе производится герметизация стыков. Не всегда необходимо дополнительное изолирование, но лишним оно не будет. Наиболее подходящим герметиком является состав на основе силикона или каучука. Изолированию подлежат места стыков самого дымохода с оголовком, а также выступающие швы и опасные места.

Самостоятельная сборка оголовка

Для выполнения своими руками сборки оголовка на трубу дымохода потребуется резиновая или деревянная киянка, молоток, брусок толщиной 1 см из металла, специальный зажим, линейка, ножницы (по металлу), уголок длиной 1 м и шириной полки 4-4,5 см, а также маркер и перчатки.

Сборку и установку оголовка любого типа можно выполнить своими руками

Проще всего сделать колпак в форме крыши либо пирамиды. Для начала на бумаге необходимо сделать эскиз будущего изделия.

Полезный совет! Эскиз лучше выполнять в натуральную величину, тогда проще согласовать размеры дымоходной трубы и самого колпака, а также продумывать особенности сборки.

Далее, берется лист из металла и вырезается деталь и ей придается необходимая форма путем изгиба. Для изготовления оголовка пирамидальной формы берется квадратный или прямоугольный лист металла. В случае листа – квадрата выполняются такие действия:

  • лист сгибается вдоль любой из диагоналей;
  • заготовка выравнивается в начальное состояние;
  • лист сгибается вдоль иной диагонали.

Подобные операции помогут придать требуемую форму заготовке без особых усилий. К изделию крепятся ножки, с помощью которых будет выполняться установка на дымовой канал.

Надежная защита, эксплуатационная долговечность и функциональная стабильность дымохода зависит во многом от правильности выбора и установки колпака.

Виды оголовков на трубу дымохода и технология их монтажа

На крышах частных и многоквартирных домов, предприятий, административных зданий видны трубы дымоходов. Оканчиваются они колпаками разных форм, зачастую красивыми, придающими дополнительную эстетику вытяжной конструкции. Оголовок дымовой трубы – функциональный доборный элемент.

Назначение

Дымники выполняют несколько функций:

  • Защищают дымоход от разрушения под действием дождя, снега, ветра.
  • Предохраняют трубу и отопительные котлы от попадания осадков, что может негативно сказываться на их работе.
  • Закрывают канал от птиц, листьев, мусора.
  • Нормализуют давление, служат для усиления тяги, предохраняют от эффекта обратной тяги.
  • Защищают кровлю от искр, что имеет значение для котлов на твёрдом топливе.

Материалы

Материал, из которого сделан оголовок, влияет на долговечность конструкции. Распространены образцы из стали, меди и цинк-титанового сплава:

  • Стальные козырьки для дымоходов самые дешёвые. Но у них недолгий срок эксплуатации. Через 5 – 10 лет этот доборный элемент нужно будет менять. При эксплуатации ТТ-котлов срок службы стальных колпаков ещё меньше (3 – 5 лет). Оцинкованное железо ещё менее долговечно. Оно быстро прогорает. Использование нержавеющей стали продлит жизнь оголовку до 30 лет. Этот материал устойчив к коррозии и высоким температурам. Но цена его выше.
  • Медные колпаки – лидеры качества и эстетичности. Высокая стоимость медных изделий оправдана их долговечностью (от 50 лет). Единственный нюанс – для их монтажа потребуются медные же крепёжные элементы и метизы. С остальными металлами медь будет вступать в реакцию, окисляться, что приведёт к износу оголовка в местах крепления.
  • Цинк-титановые конструкции также хорошо зарекомендовали себя при аналогично высокой цене.

Не так давно на рынке появились доборные элементы кровли из полимеров. Относительно низкая цена таких козырьков себя не оправдала. Полимер недостаточно термостоек, атмосферостоек, к тому же хрупок. Проверенные временем варианты из меди, цинк-титана и нержавейки стоят потраченных на них денег.

Виды оголовков

Колпаки для дымовых труб отличаются разнообразием форм. Существует два основных вида оголовков: простой козырёк (различных конфигураций) и дефлектор.

Обычный оголовок, представляющий собой крышку, закрывающую верх дымохода, защищает систему от мусора и влаги. При правильной установке на 15 -20 % увеличивает полезное действие вентиляционной системы. Бывает он нескольких форм:

  • двускатный;
  • четырёхскатный;
  • вальмовый;
  • зонт;
  • плоский;
  • конусный колпак.

Двускатный и четырёхскатный – самые простые виды колпаков на трубу. Напоминают обычную крышу жилого дома. Хорошо справляются с защитой трубы. Их легко сделать собственноручно.

У вальмового колпака также 4 стороны, 2 из которых треугольные, 2 – трапециевидные. Чаще устанавливается на квадратных и прямоугольных трубах. Обеспечивает хорошую защиту дымохода, облегчает схождение снега.

Плоский оголовок смонтировать проще всего, но он наименее эффективен. Слой снега на его поверхности может деформировать изделие, привести к быстрому выходу из строя мест креплений.Колпаки зонтичный и конусный отличаются только углом наклона ската. На конусном меньше задерживается снег, но свои функции по защите и увеличению тяги выполняют оба. Сделать своими руками такой колпак на дымоходную трубу из листа оцинковки не представляет сложности.

Внимание! Для функционирования оголовка нужно соблюдать несколько правил монтажа. Основное: расстояние между верхним краем дымохода и нижним краем козырька должно быть 10 см. Меньшее расстояние затруднит прохождение отработанных газов и дыма, большее будет способствовать задуванию котла. Расстояние в 10 см проверено временем, менять его не рекомендуется.

Плюсы и минусы искрогасителя

Иногда между дымоходом и колпаком устанавливается искрогаситель. Чаще всего эту функцию выполняет металлическая сетка. Это актуально для котлов, работающих на твёрдом топливе. Кроме защиты кровли и окружающей среды от возможных искр, сетка дополнительно оберегает дымоход от мусора, не позволяет птицам садиться на его край.

Но у сетки-искрогасителя есть минусы. Вместе с дымом выходит водяной пар, как один из элементов продуктов сжигания. Имея высокую температуру, зимой он конденсирует на холодном металле оголовка и сетки, тут же превращаясь в лёд. В результате оледенение искрогасителя мешает дальнейшему выходу дыма. Создаётся обратная тяга. Более того, дым и газы попадают в помещение и могут привести к отравлению. Во избежание этого ячейки сетки должны быть крупными. Но иногда этого недостаточно. Для котлов с высоким КПД установка искрогасителя должна быть полностью исключена.

Виды дефлекторов

Хуже всего простые оголовки работают при потоках воздуха снизу-вверх. Ударяясь в колпак, они отталкиваются и движутся навстречу поднимающимся из трубы потокам дыма. Повышается давление наверху дымохода, опрокидывается тяга. Более эффективными в этом случае являются дефлекторы.

Это конструкции с диффузором, призванные улавливать ветер, рассеивать его потоки и выводить. Тем самым создаётся разряжение внутри дефлектора, которое способствует тому, что потоки горячего воздуха из дымохода устремляются вверх. Некоторую стабилизацию давления на вершине дымохода дают обычные оголовки. Но если они повышают тягу на 15 – 20 % по сравнению с открытой трубой, то диффузоры увеличивают этот процент до 30 – 40 %.

Читать еще:  Стропила мансардной крыши строение конструкции

Существует несколько видов дефлекторов:

  • ЦАГИ.
  • Вольперта – Григоровича.
  • Н-образный дефлектор.
  • Ротационный: шаровидный, флюгер.

Центральный Аэрогидродинамический Институт разработал универсальную модель дефлектора. Он состоит из закреплённого на дымоходе кольца и соединённого с ним зонта с экраном цилиндрической формы. Попадающие в конструкцию снизу потоки ветра рассеиваются, ударяясь о крышку зонта и стенки цилиндра, затем выходят через зазоры между ними. Дымоход защищён от осадков и сильного направленного ветра.

  • В безветренную погоду тяга ухудшается.
  • При сильных морозах небольшое расстояние между зонтом и цилиндрическим экраном может покрываться льдом, мешая проходу дыма.

Дефлектор Вольперта-Григоровича выглядит как двухъярусная «юбка». Нижняя его часть – усечённый конус или цилиндр, верхняя – 2 конуса, прямой и обратный. Криволинейная поверхность диффузора эффективна при низких ветрах.

Н-образный дефлектор очертаниями похож на букву Н. Дымовой канал соединяется с поперечной трубой того же диаметра, на обоих концах которой два патрубка, параллельных дымоходу. Ветровые потоки могут попадать только в боковые каналы. Большая их часть тут же уходит вверх, не мешая отработанным продуктам горения. Оставшаяся часть, попадая в поперечный канал, не способна создать серьёзного давления и выводится вместе с дымом. Исключено задымление. Козырька в такой конструкции не требуется, поскольку устье защищено поперечной трубой.

Круглая турбина в безветренную погоду стоит на месте, не препятствуя выходу дыма из её отверстий. Под действием ветра же она вращается, создавая внутри пониженное давление и усиливая тягу.Дефлекторы, имеющие аэродинамические свойства, вращаются вокруг своей оси под действием потоков воздуха. Флюгер или флюгарка защищает устье дымового канала со стороны ветровых потоков, которые вынуждены обходить его, создавая разряжение.

Ротационные дефлекторы обычно устанавливают там, где используют газовое отопительное оборудование. Для котлов на ТТ с высокой температурой дымовых отходов монтировать их не рекомендуется.

Из всего сказанного можно сделать выводы:

  • Если оголовок монтируется на дымовую трубу котла на ТТ, то достаточно будет простого колпака, сделанного из меди, цинк-титана или нержавеющей стали. Сетки лучше не устанавливать в районах с очень морозной зимой во избежание обледенения.
  • Для отопительных котлов на газе допустимы дефлекторы, улучшающие тягу. В районах с частыми ветрами, находящимися на возвышенностях, их восприимчивость к потокам воздуха будет как нельзя кстати.
  • Оголовки на кирпичные трубы дымоходов с боковыми воздуховодами, особенно от оборудования с высоким КПД, желательно делать двускатными или вальмовыми, не закрывающими проход отработанным газам.

Существуют правила, регулирующие высоту дымохода с учётом расстояния до конька крыши. Неправильный расчёт высоты приведёт к снижению тяги и даже к обратному движению, то есть к задымлению помещения. Если на пути воздушных потоков будет стоять коньковый скат крыши, то именно такой эффект и получится.

  • На плоской кровле высота дымохода должна составлять не менее 0,5 м.
  • На двускатных, четырёхскатных и вальмовых крышах дымовая труба, отстоящая от конька на расстояние до 1,5 м, должна быть выше него на 0,5м.
  • Если от трубы до конька 1,5 – 3 м, то устье дымохода может быть вровень с коньком по горизонтали.
  • Если дымоотводный канал отстоит от конька более чем на 3 м, то угол между ними не должен быть больше 10 градусов.

При желании колпак или дефлектор для трубы дымохода можно изготовить своими руками, если имеется хотя бы минимальный опыт работы с металлом, ножницы по металлу, лист нержавейки, измерительные инструменты (линейка, рулетка). Сначала делается схема и чертёж будущего дефлектора. Заготовки вырезаются из картона или плотной бумаги, затем переносятся на лист нержавеющей стали.

Внимание! При расчёте размеров следует помнить, что верхняя часть оголовка должна быть больше трубы на 10 см, расстояние между трубой и колпаком – 10 см.

Изготовление колпака в виде конуса на трубу дымохода

    Сначала замеряется длина окружности трубы, откладывается на картоне. Чтобы было легко надеть основание на дымоход, добавляется 30 — 40 мм. Полоса такой длины будет служить основанием-хомутом.

    Изготавливается по аналогии с конусным колпаком:

    • Делаются два зонтика, соединяются друг с другом краями. В верхнем конусе делаются надрезы по краям для крепления к ним стоек. Диаметр конусов в два раза превышает диаметр трубы дымохода.
    • Дефлектор имеет ширину в 1,5 и высоту в 1,6 диаметра дымового канала. Внешний цилиндр изготавливается аналогично цилиндру диффузора. Свернув заготовки, стыкуют их клёпками.
    • Лапками соединяют зонт с диффузором, всю конструкцию вставляют во внешний цилиндр.

    Вентиляция крыши для продления срока ее эксплуатации

    Злейший враг, с которым ведёт ожесточенные бои каждый домовладелец – влага. Вода является условием благоденствия как для нас, так и для микроорганизмов и грибков, чьё разрушительное действие приводит к появлению гнили или плесени. Она способна проникать как снаружи в виде атмосферных осадков, так и изнутри в виде конденсата паров, являющихся продуктами жизнедеятельности человека. Чтобы продлить срок эксплуатации частного дома с отапливаемой мансардой, необходима вентиляция крыши, которая станет первым эшелоном борьбы с сыростью.

    Задачи принудительной вентиляции

    Создавая кровельный пирог дома с отапливаемой мансардой, опытные строители следуют принципам абсолютной герметичности, то есть располагают материалы в несколько слоев, да еще нахлёстывая друг на друга. Такая система гарантирует защиту от проникновения влаги и сохранение тепла внутри помещения. Однако, она же становится большим препятствием для вытяжки. Принудительная вентиляция кровли частного дома, смонтированная согласно требованиям СНиП, решает следующие задачи:

      Выводит нагретый воздух, насыщенный водными парами, образующийся в помещениях нижнего этажа в атмосферу. Без эффективной вытяжки он оседает на элементах стропильной конструкции в виде конденсата.

    Обратите внимание! Согласно строительным нормам и требованиям СНиП мансарду по закону признают жилой, только если она оборудована системой принудительной вентиляции, а общая площадь вентиляционных отдушин составляет не менее 1/300 площади поверхности крыши.

    Комплектация кровельной вентиляции

    Принудительная вентиляция кровли подчиняется простому физическому закону – принципу конвекции. Благодаря ему более легкий, теплый воздух поднимается вверх, освобождая место для холодного атмосферного воздуха с большей массой. Для обеспечения вытяжки согласно требованиям СНиП необходимы:

    • Карнизные продухи, через которые под крышу с мансардой проникает свежий воздух с улицы. Продухи изготавливают из обычных пиломатериалов, прикрепляя их с небольшим зазоров или используют специальные устройства – софиты. Софиты – панели с частичной перфорацией из металла или пластика, через которые воздух легко проникает внутрь помещения.

    Комплектация вентиляция отапливаемой и неотапливаемой мансардной крыши значительно отличается. Для нежилого чердака достаточно оставить два слуховых окна и карнизный продух. Для жилой мансарды требуется более сложная система из кровельных дефлекторов, конькового аэратора, карнизных продухов. Необходимое количество вентиляционных отверстий, рекомендованный СНиП, рассчитывают исходя из площади поверхности крыши, 1-2 шт. на 25 кв. м.

    Кровельные дефлекторы

    Для того, чтобы нагретый воздух выходил из мансардного помещения, а из кровельного пирога испарялась лишняя влага на скаты крыши устанавливают кровельные дефлекторы. Они состоят из следующих элементов:

    1. Корпус. Корпус большинства аэраторов напоминает бутыль, состоящую из двух частей. Нижняя часть корпуса монтируется в кровельный пирог на этапе его настила, а верхняя надевается после завершения работ. Диаметр корпуса обычно варьируется в пределах 30-50 мм.
    2. Защитный фильтр. Сетчатый или губчатый фильтр располагается внутри корпуса аэратора. Он необходим, чтобы защитить его от попадания мусора внутрь вентиляции и предотвращения заторов.
    3. Защитный зонтик. Зонтик надевают на оголовок трубы корпуса для защиты аэратора от проникновения влаги во время атмосферных осадков.
    4. Фланец. Силиконовый или резиновый фартук, обеспечивающий герметичность шва между дефлектором и кровельным пирогом. Опытные мастера отмечают, что более 90% протечек через крышу нового дома происходят из-за небрежного монтажа и недостаточной гидроизоляции кровельных элементов вентиляции.

    Кровельные дефлекторы размещают на высоте 50 см от конька, то есть на верхней части крыши, чтобы теплому воздуху легче было выходить наружу. Средняя стоимость качественного дефлектора составляет 260-300 рублей. Учтите, что минимальное количество этих элементов вентиляции даже для крыши, площадь которой менее 25 кв. м, 2 штуки.

    Правила размещения элементов вентиляции

    Чтобы вентиляционная система крыши работала правильно, заставляя воздух циркулировать внутри мансардного помещения, необходимо соблюдать несколько простых правил:

    • Рекомендованная предписаниями СНиП высота вентиляционной трубы над крышей дома составляет 50 см.
    • Если труба располагается на расстоянии 50-150 см от конька, то она должна возвышаться над ним минимум на 50 см или выше.
    • Если вентиляционная труба размещается на расстоянии более 3 м от конька и находится ближе к карнизу, то ее высота должна быть такой, чтобы находится на одном уровне с коньком.
    • На плоской кровле труба должна возвышаться над поверхностью на 50 см или выше.

    Лучше рассчитать и определить комплектацию вентиляции крыши перед началом кровельных работ, чтобы избежать ошибок и переделок, портящий эстетичный вид дома. Хорошо, если вы подберете все элементы из ассортимента одного производителя, оптимально дополняющие друг друга.

    Качественно обустроенная вентиляция крыша защищает крышу от преждевременного разрушения, делает микроклимат внутри жилых помещений приятным для человека и рационально распределяет тепло. Ее монтаж обходится сравнительно недорого, особенно если учесть, сколько денег она сбережет за счет увеличения времени службы мансардной крыши и внутренней отделки.

    Видео-инструкция

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector