Правила демонтажа опалубки
Garant-vl.ru

Строительный портал

Правила демонтажа опалубки

Правила демонтажа опалубки

Основное внимание в процессе создания фундамента уделяется требованиям по устройству опалубки и заливке бетонным раствором. Однако вопросы, затрагивающие процедуру снятия опалубки, не менее важны. В частности, необходимо учитывать временной интервал, в течение которого происходит набор достаточной прочности бетона, а также технология самого демонтажа конструкции.

Нормативное время для снятия опалубки

Бытует мнение, что оптимальным периодом для отвердения фундамента является 28 дней. Однако ответ на вопрос о том, когда снимать опалубку после заливки бетона, в каждом случае будет индивидуальным. Главным нормативным параметром, от которого следует отталкиваться при определении времени готовности конструкции к демонтажу, является отпускная прочность. Данная характеристика, в свою очередь, зависит от следующих данных:

  • Вид и размеры конструкции;
  • Марка используемого бетона;
  • Температура окружающей среды;
  • Другие условия затвердевания;
  • Величина загрузки.

Основным критерием при определении продолжительности ожидания отвердения бетона является его вид. В частности, отпускная прочность для тяжелых бетонов и растворов на пористых добавках составляет 50%, а при автоклавном затвердении ОП будет достигать 100%. Когда конструкция в прочности достигает максимума, опалубку можно демонтировать. В остальных случаях действует тот самый временной промежуток в 28 дней. Согласно нормативам, бетон для фундамента должен обретать достаточную нагрузочную прочность не позднее этого срока.

Кроме этого, существуют и наглядные признаки, сигнализирующие о том, что можно снимать опалубку. Например, для определения, когда снимать опалубку с ленточного фундамента, следует обращать внимание на фанерные щиты. Если они начали отходить от изначального положения, это говорит о том, что бетон отдает воду и опалубочную конструкцию можно демонтировать. До образования зазоров между фанерой и бетонной основой, как правило, проходит от 7 до 10 суток.

Распалубка монолитных безобогревных конструкций

Монолитные фундаменты, которые устанавливаются без использования технологий обогрева с использованием термоса, подвергаются распалубке в соответствии с нормативным документом серии ТР. Под этот стандарт подпадают следующие типы опалубок: боковые щитовые опалубки на фундаментах, колоннах, стенах и балках, несущие щитовые элементы, конструкции с наличием напрягаемого армирования, несущие опалубки с пролетами длиной порядка 6 м и т.д.

Для определения времени, когда снимать опалубку после заливки ригеля, колонны и других сооружений этой группы, следует учитывать показатели фактической нагрузки относительно нормативной. Установленный диапазон времени ожидания – от 6 до 72 ч. Главным параметром для установки конкретного временного интервала служит нагрузка, которая может варьироваться от 70 до 100% по отношению к проектной.

Важно не забывать, что полная загрузка конструкции возможна только с момента, когда бетонная основа обретет полную прочность в соответствии с проектным показателем. В будущем все мероприятия, связанные с работой на площадке с железобетонной конструкцией и ее обслуживанием, должны проводиться с условием, что прочность бетонированной конструкции составляет не менее 1,5 МПа. Если используются промежуточные опоры для пролетов, то предельно допустимая прочность для выполнения распалубки может быть сокращена. Иными словами, наличие подпорок повышает оборачиваемость бетонной массы и сокращает сроки строительства.

Влияние температуры на сроки распалубки

Зависимость времени обретения прочности от температурного режима можно проследить на примере двух бетонов – из портландцемента и шлакопортландцемента. Первый при температурном показателе 10 °С и более набирает за 5 дней порядка 50% прочности от проектного показателя, а раствор на шлакопортландцементе при аналогичных условиях доходит до такого же состояния за 2 недели. Для сравнения, в зимний период при отрицательном температурном режиме эти сроки могут увеличиваться до 3 месяцев. И это при условии, что строители вносят противоморозные добавки. Соответственно, чтобы ускорить процесс затвердевания, при осуществлении зимнего бетонирования лучше использовать системы электропрогрева.

Как правильно выполнять распалубку?

Перед тем как начинать демонтаж, необходимо снять конструкции, обеспечивающие поддержание опорных элементов. Поскольку опалубка можно сниматься при разных условиях, а в некоторых случаях и при недостаточной прочности бетонной основы, то делать эту операцию следует очень аккуратно. Далее компоненты опалубочной конструкции демонтируются в последовательности от верхних – к нижним.

В первую очередь снимают стяжные элементы и скрутки проволоки. Затем следует демонтаж угловых частей, на которые не оказываются высокие нагрузки, а бетон с их сторон быстрее затвердевает. Далее снимают схватывающие ребра, после чего производится разъединение фанерных щитов со стойками. При этом важно обеспечить целостность опалубки, так как ее можно будет использовать и в дальнейшем для устройства других фундаментов.

Чтобы в процессе демонтажа не повредить бетон, желательно еще на этапе создания опалубки предусмотреть конструкционные варианты для облегчения ее снятия. Если же в ходе демонтажа используются ударные приспособления и подъемные механизмы, то риск нарушения структуры бетона повышается. В связи с этим следует с большей осторожностью подходить к применению специальных устройств и оборудования.

Заключение

Процесс демонтажа опалубки не так сложен и качество его выполнения редко оказывает значительное влияние на показатели надежности фундамента. Единственное, что важно – это определиться с моментом, когда снимать опалубку после заливки бетона и начинать загрузку конструкции. Оптимальные показатели отпускной и фактической прочности могут быть не достигнуты ко времени демонтажа опалубки, но для дальнейшего использования фундамента по своему назначению максимальное затвердение является обязательным условием.

Разборка опалубки: порядок выполнения работ

Опалубочный комплект представляет собой конструкцию, изготовленную самостоятельно или в заводских условиях и состоящую из определенного количества щитовых элементов и блоков, соединенных между собой. Фиксация выполняется в определенном порядке, за счет чего достигается стопроцентная герметичность и исключается протекание бетонной массы. Разборка опалубки выполняется в строго установленные сроки, которые даже определены некоторыми СНиПами. Демонтаж опалубки проводится с учетом типа фундаментной основы, ее параметров, глубины заливки.

Нужно ли демонтировать опалубку

Существует ли необходимость в снятии опалубки после заливки фундамента? Начать следует с того, что опалубочные элементы являются наборами многоразового применения, и если ведется крупное строительство, то опалубка снимается и выставляется на новом участке.

Снятие опалубки назначается в тот момент, когда залитый бетон набирает нужную (распалубочную) прочность. Затягивать с таким видом работ не рекомендуется, потому что снизится оборачиваемость конструкции, возрастет показатель адгезии (сцепляемости) с бетонной конструкцией. При необоснованном затягивании сроков демонтажа опалубки со старого фундамента в дальнейшем усилия по таким видам работ значительно увеличиваются. Результатом оказываются деформирования опалубочных щитов, повреждения поверхности бетонных конструкций.

Через какое время проводим разборку

Среди многих строителей бытует мнение, что снять опалубку с фундамента разрешается спустя несколько суток после заполнения бетоном траншеи. Есть и такие специалисты, которые утверждают, что опалубка должна простоять не меньше месяца. Так какова должна быть минимальная прочность бетона при разборке опалубки? Четкого ответа нет, так как на время застывания монолитного бетона оказывают влияние его габариты и количество залитого раствора.

Основным параметром, от которого отталкиваются в определении срока готовности опалубочной конструкции к проведению демонтажа, считается показатель отпускной прочности.

Эта характеристика зависит от определенных условий:

  • вида и параметров конструкции;
  • марки заливаемого раствора;
  • температурного режима воздуха;
  • иных условий затвердевания;
  • объема загрузки.

Главный критерий определения времени, необходимого для твердения бетона – вид. Значение отпускной прочности для тяжелой бетонной массы и раствора с пористыми компонентами составит 50 %, а для автоклавного твердения это значение достигнет 100 %. Когда конструкция по своей прочности достигнет максимального значения,

Читать еще:  Изготовление станка для производства тротуарной плитки своими руками

разрешается выполнить демонтаж опалубки. Для остальных случаев действует временной интервал, составляющий четыре недели.

Как указано в СНиПах, снятие опалубки после бетонирования возможно после того, когда бетон наберет оптимальную прочность. Кроме этого, пользуются и наглядными признаками – поведением фанерных щитов. Отходя от первоначального положения, они сигнализируют о том, что бетонная конструкция отдает влагу, и опалубку необходимо разобрать. Как правило, зазоры между щитами и бетонным основанием появляются через семь – десять дней. Чтобы понять, через сколько дней можно снять опалубку с фундамента, строители пользуются инструментами мониторинга. В нем выполняют расчет вязкости бетонной массы, толщину конструкции, учитывают показатели используемых наполнителей. Из всех данных определяется время для проведения демонтажа.

Факторы, влияющие на срок начала работ

На сроки застывания бетона и снятия опалубки оказывают влияние погода, марка раствора, предполагаемые нагрузочные воздействия на залитую конструкцию, количество воды в бетонной массе. Влияет на начало демонтажных работ и предназначение каркаса, потому что опалубка может применяться для:

  • устройства фундаментной основы;
  • заливки перекрытий между этажами;
  • обустройства стен и перегородок, туннелей, больших коллекторов и шахт.

Свою роль в определении времени, когда разрешено снятие опалубки после заливки бетона, играет состав растворной массы.

Дело в том, что бетон представляет собой стопроцентную смесь минеральных компонентов, каждому из которых отводится особая роль. К примеру, от кальциевого силиката зависит прочность, процесс по ее набору длится не один год. Растворенный до требуемой концентрации, он исполняет свои функции по предназначению с первых часов заливки. Удостовериться в этом можно, ощутив сильное повышение температуры залитой конструкции, которая начинает через несколько дней приходить в норму.

Кальциевый алюминат считается катализатором для реакций физико-химического характера. Кроме того, созревание бетона зависит от температуры воздуха. При тридцати градусах тепла фундамент достигнет восьмидесятипроцентной прочности через пять дней, а если температура будет в пределах трех градусов, до достижения такого состояния пройдет двадцать восемь суток.

Характерно то, что демонтировать опалубочные щиты разрешается после достижения бетоном половины требуемой прочности, но все строительные работы начнутся после того, когда этот показатель приблизится к восьмидесяти процентам.

Определенную роль играют наполнители. Фундаменты, изготовленные на бутовом камне или щебенке и залитые бетонной массой, наберут прочность значительно быстрее.

Работы по демонтажу опалубки

Разбирается опалубочная конструкция аккуратно, чтобы была возможность использовать ее повторно и исключалась вероятность повреждения бетонного монолита.

С фундамента

Через какое время можно снять опалубку после заливки бетона в фундамент?

Ленточное основание является конструкцией, у которой распалубку разрешается начинать, когда бетон наберет пятьдесят процентов от всей прочности.

Рабочий процесс требует соблюдения осторожности. Дело в том, что бетон на этот момент не имеет достаточной устойчивости к повреждениям механического характера, и есть вероятность, что на его поверхности появятся сколы. Кроме того, опалубку часто планируют использовать повторно, а силовыми методами демонтажа щитовой материал можно повредить.

Алгоритм действий выглядит следующим образом:

  • вести работы следует с наименее нагрузочных участков – углов и незамкнутых краев, так как здесь бетон быстрее застывает;
  • после этого процесс демонтажа продолжается сверху к нижней части – убираются упоры, подкосные элементы и другие детали, служившие поддержкой;
  • настает очередь стяжек щитов, располагающихся на противоположной стороне – шпилек и стальных скоб, которые откручиваются либо аккуратно обрезаются.

Если опалубочные щиты перед установкой предварительно обрабатывались маслом или выстилались пленкой, то конструкция снимается без особых затруднений.

С перекрытия

Теперь разберемся, через какое время выполняется разборка опалубки на таких конструкциях.

Как правило, литые перекрытия горизонтального типа встречаются редко, потому что их чаще заливают на земле, и только потом монтируют на необходимые места. Чтобы залить перекрытие, потребуется надежная опалубка с мощными опорными элементами.

В соответствии с технологией СНиП, демонтаж опалубки перекрытия следует выполнять, когда бетон достигает не менее семидесяти процентов прочности. Здесь приходится учитывать определенные моменты:

  • при тепловом режиме воздуха от 30 до 35 градусов распалубку разрешается выполнить через пять дней;
  • если среднесуточный показатель составляет 20 – 25 градусов, бетонное перекрытие наберет прочность к исходу седьмых суток.
  • в случае, если градусник не превысит деления 10, то конструкцию демонтируют после пятнадцати дней;
  • при нулевой отметке распалубку проводят спустя месяц.

Получается, что в худшем случае снять опалубку с перекрытия можно через двадцать восемь дней, к которым лучше всего прибавить еще несколько суток. Это особенно важно, если за период застывания бетона менялись температурный режим или уровень влажности воздуха.

Как правильно снять опалубку с перекрытия? В первую очередь придется понизить конструкции несущего характера. Процесс упростится, если применялись стойки, имеющие понижающие головки, потому что резко выбивать элементы запрещается. При освобождении больших по размерам щитов рекомендуется использовать болты, за счет вращения которых доски сами отойдут от бетонной основы, облегчив демонтаж.

После бетонирования

А когда можно снять опалубку после заливки бетона? Определены нормы, регламентирующие, когда начинать данный вид работ. Но кто дает разрешение на демонтаж опалубки? Для этого созданы специальные лаборатории, выдающие заключения, основанные на исследованиях представленных к проверке образцов.

Для частных застройщиков подобная процедура тоже возможна, но стоит услуга достаточно дорого, значительно дешевле пользоваться специальными таблицами, составленными на основе информации из госстандартов.

108-05 ТК «Технологическая карта на монтаж и демонтаж опалубки ОПРУС при бетонировании колонн здания»

Технологическая карта разработана на подготовку внутренних поверхностей стен и перегородок под окраску масляными, водно-дисперсионными и клеевыми составами при строительстве жилых, гражданских и общественных зданий с учетом требований и положений СНиП 3.04.01-87 «Изоляционные и отделочные покрытия» и других нормативных документов.
Технологическая карта является составной частью ППР и может использоваться при подготовке поверхностей стен и перегородок под окраску масляными, водно-дисперсионными и клеевыми составами.
Технологическая карта предназначена для производственного персонала, выполняющих вышеуказанные работы, специалистов строительных организаций или специальных служб, привлекаемых со стороны, органов Госархстройнадзора, технического надзора заказчика и других городских структур, осуществляющих функции контроля (надзора) за качеством подготовки внутренних поверхностей стен и перегородок жилых, гражданских и общественных зданий.

Открытое акционерное общество Проектно-конструкторский и технологический институт промышленного строительства ОАО ПКТИпромстрой

Генеральный директор к.т.н.

НА МОНТАЖ И ДЕМОНТАЖ ОПАЛУБКИ «ОПРУС»

ПРИ БЕТОНИРОВАНИИКОЛОНН ЗДАНИЯ

Технологическая карта на монтаж и демонтаж опалубки «ОПРУС»при бетонировании колонн зданий является обязательныморагнизационно-технологическим документом, регламентирующим правилапроизводства работ по бетонированию колонн зданий.

В карте приведены указания по организации и технологиимонтажа и демонтажа опалубки «ОПРУС» при бетонировании колонн зданий,представлены схемы механизации, а также приведены данные по контролю качества иприемке работ, требования безопасности и охраны труда, экологической и пожарнойбезопасности при производстве работ.

Технологическая карта предназначена для производителейработ, мастеров и бригадиров организаций, производящих бетонирование колоннзданий, а также работников технического надзора заказчика иинженерно-технических работников строительных и проектно-технологическихорганизаций.

Технологическая карта разработана сотрудниками ОАОПКТИпромстрой:

Савина О.А. – разработка технологической карты,компьютерная обработка и графика;

Черных В.В. – Технологическое сопровождение разработки;

Бычковский Б.И. – разработка технологической карты,техническое руководство, корректура и нормоконтроль;

Колобов А.В. – общее техническое руководство разработкойтехнологических карт;

Едличка С.Ю., к.т.н. – общее руководство разработкойтехнологической документации.

Авторы будут признательны за предложения и возможныезамечания по составу и содержанию настоящей карты.

Контактный телефон: (095) 214-14-72 факс: (095) 214-95-53

Читать еще:  Монтаж входной металлической двери своими руками

1 ОБЩИЕДАННЫЕ

1.1 Опалубка «ОПРУС-1» и ее модификация «ОПРУС-1М» представляютсобой универсальную систему сборно-разборной переставной щитовой опалубки,предназначенной для возведения монолитных конструкций, в т.ч. колонн, пристроительстве жилых, административных и промышленных зданий.

1.2 Использование опалубки «ОПРУС» позволяет производитьукладку бетона в колонны высотой до 3,3 м с длиной грани до 0,50 м присоблюдении требований норм и стандартов по качеству выполняемых работ.

1.3 Технологическая карта, входящая в состав ППР, можетиспользоваться при бетонировании колонн здания инженерно-техническимиработниками и другими сотрудниками организации, ведущей строительные работы, всоставе разработанного по тематике проекта производства работ.

1.4 При привязке карты к конкретным объектам и условиямпроизводства работ подлежат уточнению объемы работ, потребности вматериально-технических ресурсах, калькуляция затрат труда и машинного времении календарный план производства работ.

1.5 Форма использования технологической картыпредусматривает обращение ее в сфере информационных технологий с включением вбазу данных по технологии и организации строительного производстваавтоматизированного рабочего места технолога строительного производства (АРМТСП), подрядчика и заказчика.

2ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

2.1 Монтаж и демонтаж щитов опалубки «ОПРУС-1М» привозведении колонн здания следует осуществлять, соблюдая требования правилпроизводства и приемки работ согласно СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции», требованиязавода-изготовителя, изложенные в «Руководстве по эксплуатации опалубки».

2.2 Изготовленная на заводе и подготовленная к отправкепотребителю опалубка должна быть фрагментарно собрана на заводе и испытана сцелью контроля ее соответствия проекту. Схема фрагмента определяется заказчикомпо согласованию с заводом-изготовителем. Программу испытаний разрабатываеторганизация-разработчик опалубки, завод-изготовитель и заказчик.

2.3 Приемка и установка опалубки, распалубливание монолитныхколонн, очистка и смазка производятся в соответствии с проектом производстваработ.

2.4 До начала производства работ по установке щитовопалубки колонн здания необходимо:

— выполнить все строительно-монтажные работы по возведениюоснования фундаментной плиты подземной части здания или междуэтажногоперекрытия надземной части здания со сдачей этих работ по акту;

— выполнить геодезическую разбивку осей зданий с принятиемих по акту согласно СНиП 3.01.03-84 «Геодезические работы в строительстве»;

— организовать площадки складирования щитов опалубки,подкосов, угловых элементов, консолей, выравнивающих балок, стержней, захватови других элементов;

— организовать площадку укрупнительной сборки элементовопалубки. Все площадки складирования должны находиться в зоне действия крана, аэлементы опалубки должны быть разложены по маркам и типоразмерам с учетомочередности монтажа;

— завезти на стройплощадку необходимые машины, механизмы,приспособления, оборудование и щиты опалубки;

— проверить комплектность и техническое состояние опалубки;

— выполнить противопожарные мероприятия;

— выполнить мероприятия, обеспечивающие безопасностьпроизводства работ.

2.5 Опалубка колонн «ОПРУС-1М» состоит из четырех щитовкаркасной формы, четырех наружных углов и замков опалубки. Палуба щитавыполнена из ламинированной фанеры толщиной 21 мм, закрываемой по каркасу щита.Каркас щита изготовлен из закрытого стального опалубочного профиля с вогнутымгофром. Соединение щитов между собой осуществляется посредством стержней,замков и выравнивающих балок.

2.6 Номенклатура щитов опалубки «ОПРУС-1М» позволяетбетонировать колонны высотой от 2,8 до 3,30 м, сечением от 300 до 800 мм идиаметром до 1000 мм.

Марки и типы щитов опалубки для колонн приведены в таблице1.

Маркии типы щитов опалубки «ОПРУС-1М» для колонн

Правила выполнения демонтажа опалубки фундамента, стен и перекрытий

При применении монолитной технологии необходимо строительство опалубки. Это специальные формы, в которые укладывают арматуру и заливают бетонный раствор. Если используются несъемные формы, то на этом процесс сооружения монолитного элемента считается законченным, так как форма становится неотъемлемой частью монолита.

Если же применяются разборные системы, то необходимо осуществить демонтаж опалубки. Разберемся, как проводятся эти работы.

Основные правила демонтажа опалубки

При выполнении монолитного строительства снимать опалубку нужно при достижении раствором 70% прочности. Как правило, для набора заданного уровня прочности требуется не менее 2-3 суток. Однако точные сроки набора бетоном необходимой прочности определяются индивидуально и зависят от ряда факторов. Это:

  • состав бетонной смеси;
  • температура окружающей среды;
  • влажность воздуха.

Совет! При температуре 25 градусов бетонная деталь наберет 80% прочности в течение 5 суток, а при температуре 5 градусов на это потребуется не менее 30-40 суток.

Как выполнить демонтаж опалубки

Демонтажные работы должны производиться в обратном порядке работ по сборке конструкций. Для их выполнения требуется строительный инструмент, а именно молоток и стамески. А вот электроинструмент использовать нельзя, так как это может разрушить отлитую деталь.

Проводить работы нужно максимально аккуратно, в противном случае, можно испортить часть деталей комплекта опалубки.

Фундамента

Разберемся, как правильно снять опалубку с ленточного фундамента. Начинают снимать детали с верхней части формы. Необходимо снимать опалубку с фундамента так:

  • сначала снимают все стяжки и болты, удаляют проволочные скрутки;
  • далее демонтируют угловые элементы;
  • после этого можно начинать аккуратно снимать щиты, при этом, удаляются фиксирующие детали.

Совет! Чтобы было легче провести демонтажные работы, необходимо заранее защитить щиты от риска прилипания к бетонной детали. Для решения этой задачи раньше использовали отработанное масло. Но сейчас можно приобрести специальные смазки, которые гораздо эффективнее предупреждают сцепление.

Демонтажные работы начинают приблизительно на 20 день после бетонирования стен и перегородок. Хотя, как уже упоминалось выше, время застывания во многом зависит от погодных условий. Разбирают формы постепенно, в один день выполняют только часть демонтажных работ:

  • сначала убирают элементы, на которые нагрузка минимальна, а именно – снимают угловые детали;
  • на другой день работы продолжают, снимая бруски и скобы, которыми скрепляли щиты по наружной стороне;
  • далее удаляются съемные стяжные элементы;
  • на самом последнем этапе аккуратно снимают щиты, их отделяют от бетонной поверхности максимально бережно, чтобы не повредить ни отлитую стену, ни сами щиты.

Перекрытий

Наиболее сложной задачей является проведение демонтажа опалубки перекрытия. Приступают к нему, когда прочность бетона достигнет не менее 80%. Опалубку демонтируют постепенно, процесс состоит из выполнения следующих операций:

  • отделение бортиков по периметру плиты;
  • после этого стойки опускают приблизительно на 4 см, при этом, палуба должна отделиться от бетонной детали перекрытия и лечь на балку;

  • отделяют поперечные балки, которые расположены на стыках листов палубы;
  • удаление фанерных щитов;
  • снятие поперечных, а затем и продольных балок;
  • удаление треног, демонтаж стоек и унивилок.

Совет! Чтобы получить более детальную инструкцию по демонтажу, нужно учитывать его тип. Инструкции по проведению работ должны предоставить специалисты, занимающиеся продажей или предоставлением комплектов в аренду.

Итак, использование многоразовых опалубочных форм является наиболее выгодным решением. Применение комплектов заводского изготовления позволяет применять одну и ту же форму до 500 раз.

Но чтобы не повредить щиты и другие элементы конструкции, необходимо правильно выполнить демонтажные работы и подготовить детали к хранению и дальнейшему использованию. Для этого необходимо тщательно удалить с элементов все следы бетонной смеси и покрыть деталь средством, уменьшающим степень адгезии.

РАЗДЕЛ I. ОПАЛУБОЧНЫЕ РАБОТЫ

Общие сведения. Разборку опалубки выполняют квалифицированные рабочие. Боковые элементы опалубки, не несущие нагрузки от веса конструкций, снимают после достижения бетоном прочности, обеспечивающей целостность поверхности и кромок углов сооружения при распалубливании, если в проекте сооружения нет иных указаний по этому вопросу. Опалубка, воспринимающая вертикальные нагрузки, может быть удалена после того, как бетон приобретет прочность, достаточную для восприятия этих нагрузок. Прочность бетона, необходимую для распалубливания, устанавливают в соответствии с требованиями строительных норм и правил. Определяют ее в лаборатории испытанием пробных образцов.

При удалении опалубки боковых поверхностей надо соблюдать определенную последовательность операций, обеспечивающую сохранность элементов.

Читать еще:  Водяные настенные конвекторы отопления: особенности применения и монтажа

При удалении опалубки и лесов конструкция вступает в работу и сама воспринимает собственный вес и нагрузки, приходящиеся на нее в момент распалубливания. Особенную осторожность требует распалубливание арок и сводов, тонкостенных конструкций больших пролетов (4 м и более).

Внезапное приложение нагрузки от собственного веса (после удаления опалубки и лесов) оказывает на конструкцию действие, аналогичное удару, что может повлечь за собой ее разрушение.

Поэтому удалению опалубки, особенно указанных выше конструкций, должно предшествовать плавное равномерное опускание поддерживающих ее лесов. Этот процесс, называемый раскружаливанием, осуществляют при помощи парных клиньев, домкратов, песочных цилиндров и других приспособлений. Распалубку конструкций осуществляют в два, три и более приемов в зависимости от пролета и веса конструкций при соблюдении определенной последовательности.

Опускание всех опор балочных конструкций выполняют одновременно.

Раскружаливание арок и обыкновенных сводов начинают от замка и ведут симметрично в обе стороны по направлению к пятам; при этом средняя часть арки или свода, вступая в работу, передает нагрузку на нижележащие части, еще поддерживаемые лесами. Обратный порядок раскружаливания арок и сводов может вызвать образование трещин, так как боковые части конструкций, оседая под действием собственного веса, могут оторваться от средней части, оседанию которой еще препятствуют поддерживающие ее леса.

Раскружаливание куполов (например, перекрытий круглых резервуаров) осуществляют опусканием опор, расположенных по концентрическим кругам, начиная от центра по направлению к периметру купола. При этом опускание опор, расположенных по каждому из концентрических кругов, выполняют ■ одновременно. Порядок раскружаливания тонкостенных сводов больших пролетов назначают по согласованию с проектной организацией.

Демонтаж инвентарной металлической и комбинированной опалубки. Общие правила. Демонтаж опалубки, устанавливаемой отдельными щитами или панелями, начинают с удаления наружных креплений-подкосов, распорок и т. п. Затем освобождают внутренние крепления: снимают зажимы с концов проволочных стяжек, извлекают из бетона стяжные болты, связывающие противостоящие стенки опалубки, и т. д. После этого освобождают натяжные крюки, связывающие панели со схватками, снимают схватки, а затем отдельные щиты.

При снятии краном укрупненных опалубочных панелей сначала проверяют надежность соединения щитов со схватками и между собой, затем зачаливают панель и лишь после этого освобождают ее от всех креплений.

Если снять панель не удается (например, вследствие защемления в бетоне отдельных щитов), ее разбирают на отдельные части.

Ступенчатые фундаменты. Опалубку ступенчатого фундамента разбирают в следующем порядке.

Демонтируют кондукторы анкерных болтов или извлекают гнездообразователи. Выбирают клинья, соединяющие схватки между собой. Снимают пружинные скобы, соединяющие короба нижнего и верхнего ярусов опалубки подколенника. Затем снимают навесные рабочие площадки и стремянки. Снимают клиновые зажины крепления стяжек. Разбирают короб верхнего яруса опалубки подколонника на отдельные панели; когда это затруднено из-за защемления в бетоне отдельных щитов или концов стяжек, опалубку разбирают по элементам.

Верхние щиты и доборы снимают по направлению от внешних углов к внутренним. После разборки верхних ярусов опалубки снимают остальные схватки, щиты и доборы наружных плоскостей.

Колонны. Демонтаж опалубки колони в основном педут снизу, так как оголовники защемляются в бетоне. В этом случае выбивают деревянные клинья внизу, снимают хомуты, а затем монтажные уголки и щиты опалубки нижнего короба. Если щиты оголовника легко отделяются от бетона, целесообразно распалубку колонн начинать сверху.

Ригели и балки. Демонтаж опалубки начинают с ослабления винтовых упоров кронштейнов балочных струбцин и снятия боковых щитов опалубки ригелей. Затем с помощью винтовых домкратов опускают телескопические стойки со струбцинами на 100. 120 мм и снимают щиты днища. С переносных подмостей один из рабочих ослабляет соединительный винт. Затем два или три опалубщика вытаскивают ригель из опорных гнезд и по частям или в собранном виде опускают его на рабочий пол. Рабочие, находящиеся внизу, принимают демонтированные элементы и складывают их в определенных местах. Следующий ригель ослабляют, но не выводят из опорных гнезд. Его прогиб в центре должен составлять 50. 80 мм. Несколько меньший прогиб создают в третьем ригеле, после чего начинают демонтаж щитов.

Ребристые перекрытия. Разборку опалубки плоского перекрытия начинают с ригеля, на котором элементы уложены с небольшим зазором, закрытым полоской фанеры или картона. С переносных подмостей один из рабочих ослабляет соединительный болт, после чего остальные члены звена опалубщиков вытаскивают ригель из опорных гнезд и по частям или в собранном виде опускают на рабочий пол. Следующие два ригеля ослабляют, не выводя из опорных гнезд до тех пор, пока их прогиб в центре не достигнет 50. 80 мм, после чего приступают к снятию щитов.

Распалубку ребристых перекрытий начинают с ослабления винтовых упоров кронштейнов балочных струбцин, после чего опускают телескопические стойки с балочными струбцинами на 20. 30 мм и снимают боковые щиты коробов прогонов. Далее демонтируют раздвижные ригели, как описано выше, и щиты опалубки плиты. Разборку опалубки балок начинают с демонтажа боковых щитов, после чего постелено снимают стойки, а затем щиты днища коробов (балок).

Все инвентарные элементы креплений и детали опалубки немедленно после снятия должны быть собраны, уложены в ящики и сданы на хранение или переданы на другой участок для дальнейшего использования.

Бункеры и резервуары. Демонтаж опалубки начинают с разборки верхней плиты наклонных стенок и боковых стенок балок с внутренней стороны.

Опалубку плиты разбирают следующим образом: опускают на 100. 200 мм наружные опоры по одной из стенок, затем на 50 . 70 мм опускают опоры внутреннего ряда и, начиная сверху, снимают щиты. Согласно правилам техники безопасности, демонтированные элементы (щиты, крепления, схватки) запрещено оставлять внутри бункера; их убирают через течку вниз. При этом прием элементов ведут один-двое рабочих, находящиеся в этом месте постоянно и поддерживающие связь с рабочими, находящимися внутри бункера. Перенос и складирование опалубки выполняют двое-трое рабочих 1- и 2-го разрядов.

Разборку опалубки течки выполняют так же, как и монолитных железобетонных балок. После демонтажа всех щитов, прогонов, струбцин производится разборка опор. Опоры не рекомендуется разбирать полностью до тех пор, пока не будут сняты щиты нижней плиты стенок бункера. Работы начинают с демонтажа опор обвязочных балок и ведут к центру. При этом необходимо следить, чтобы при разборке поддерживающих стоек они были раскреплены связями в пространственный устойчивый блок.

Демонтаж щитовой деревянной опалубки. Перед разборкой опалубки стен, колонн и других вертикальных конструкций необходимо тщательно очистить их основание от остатков затвердевшей бетонной смеси.

При распалубливании стен в первую очередь удаляют крепления — проволочные стяжки, болты, подкоси и т. п. Проволочные стяжки перерезают кусачками или освобождают их снятием зажимов. При болтовых стяжках сначала отвинчивают гайку, а затем легкими ударами гаечного ключа или молотка выбивают болты.

Днища коробов балок и прогонов удаляют, как правило, позже расналубливания их боковых поверхностей, так как для этого требуется большая прочность бетона, Вначале осаживают клинья под стойками, после чего удаляют расшивины и окончательно выбивают клинья; при этом между днищем и оголовниками стоек должен образоваться зазор, наличие которого показывает, что конструкция вступила в работу и держится самостоятельно, не опираясь на стойки. Убедившись в этом, удаляют стойки; днище опускают на оголовнике последней стойки. Если оно не отходит от бетона, то его отрывают крючком из арматурного стержня.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector